Перейти к содержимому

Фотография

Русский Морской Офицер, Герой Цусимского Сражения - Владимир Николаевич Миклуха


  • Закрытая тема Тема закрыта
В теме одно сообщение

#1
dushabei

dushabei

    Капитанъ I ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 452 сообщений
  • ГородОренбург
Владимир Николаевич Миклуха (19 мая 1853 — 15 мая 1905, Цусимский пролив) — русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения.
Биография

Потомственный дворянин Санкт-Петербурга.
18 сентября 1868 — Принят воспитанником в Морской корпус.
16 апреля 1869 — Принят на действительную службу.
16 апреля 1872 — Гардемарин.
9 ноября 1872 — Приписан к 4-му флотскому экипажу.
30 августа 1873 — Мичман.
30 октября 1875 — Прикомандирован к Гидрографическому департаменту.
22 октября 1876 — Отчислен в состав 3-го флотского экипажа.
20 ноября 1876 — Переведен во 2-й флотский экипаж Черноморского флота.
1877-1878 — Участвовал в русско-турецкой войне на вспомогательных крейсерах «Аргонавт» и «Владимир».
8 июля 1877 — Участвовал в сражении с тремя турецкими броненосцами на пароходе «Аргонавт» у Сулинского горла Дуная.
22 июля 1877 — На пароходе «Владимир» участвовал в транспортных операциях на линии Гудаута-Новороссийск в виду крейсеров неприятеля.
1 января 1878 — Лейтенант.
18 февраля 1880 — Уволен со службы с присвоением звания капитан-лейтенанта в отставке.
8 марта 1881 — Вернулся на службу в звании лейтенанта.
12 мая 1881 — Приписан к 7-му флотскому экипажу.
30 мая 1881 — Уволен для службы на коммерческих судах с зачислением по флоту.
10 марта 1888 — Отчислен от службы в Добровольном флоте с зачислением в состав 7-го флотского экипажа.
9 апреля 1888 — Переведен в Черноморский флот.
14 апреля 1888 — Приписан ко 2-му Черноморскому флотскому экипажу.
26 мая 1899 — И. д. старшего офицера на эскадренном броненосце «Екатерина II»
26 марта 1890 — Командир миноносца «Килия».
4 октября 1890 — И. д. старшего офицера на эскадренном броненосце «Двенадцать Апостолов».
1 января 1891 — Капитан 2-го ранга.
19 января 1891 — Утвержден в должности старшего офицера эскадренного броненосца «Двенадцать Апостолов».
30 декабря 1891 — Зачислен в состав 34-го флотского экипажа.
12 мая 1892 — Председатель экипажного суда.
15 мая — 21 октября 1895 — Командир броненосца береговой обороны «Новгород».
30 октября 1895 — 7 сентября 1897 — Командир канонерской лодки «Кубанец».
В результате несчастного случая на охоте потерял пальцы правой руки.
5 апреля 1898 — Капитан 1-го ранга.
4 сентября 1898 — Переведен в Балтийский флот.
11 сентября 1898 — Приписан к 18-му флотскому экипажу.
30 декабря 1899 — Председатель приемной комиссии при экипажном и артиллерийском магазинах Санкт-Петербургского порта.
23 сентября 1900 — Вр. и. д. исполняющего обязанности командира 18-го флотского экипажа.
1 января — 28 декабря 1901 — Командир броненосца «Не тронь меня».
9 октября 1901 — Исполняющий обязанности заведующего 1-м флотским экипажем.
6 декабря 1901 — 11 октября 1902 — Командир плавучей батареи «Первенец».
2 сентября 1902 — Командир 1-го флотского экипажа.
18 октября 1902 — Вступил в командование броненосцем береговой обороны «Адмирал Ушаков».


Во время Цусимского сражения броненосец «Адмирал Ушаков» получил пробоину в носовой части, из-за чего не смог поддерживать достаточно высокий ход и в ночь с 14 на 15 мая отстал от эскадры. 15 мая, будучи перехвачен японскими броненосными крейсерами, отказался сдаться и вступил в неравный бой. Из-за сильного износа орудий (корабль служил на Балтике в Учебно-артиллерийском отряде, и его пушки использовались для подготовки комендоров) последние потеряли дальнобойность и точность. Не достигнув за примерно 40-минутный бой ни одного попадания в противника, но получив ряд дополнительных повреждений, по приказу В.Н. Миклуха-Маклая корабль был затоплен. Сам командир скончался в воде от потери крови и переохлаждения.
Броненосец участвовал в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. В результате полученных в дневном бою повреждений «Адмирал Ушаков» отстал от эскадры, и его командир капитан 1 ранга В. Н. Миклуха-Маклай (брат знаменитого исследователя Новой Гвинеи) решил самостоятельно прорываться во Владивосток. На следующий день японские крейсеры «Ивате» и «Якумо» настигли броненосец. По тактико-техническим элементам японские корабли превосходили «Адмирала Ушакова», поэтому контр-адмиралу X. Симамуре успех был гарантирован. Двукратный перевес японцев в скорости обеспечивал занятие выгодной позиции, а огневая мощь позволяла нанести тяжелые повреждения сравнительно небольшому русскому кораблю, не имевшему броневой защиты оконечностей и средней артиллерии. Правда, 254-мм орудия «Адмирала Ушакова» представляли серьезную угрозу, но вероятность вывести из строя одним снарядом 10000-тонный и достаточно полно забронированный корабль была ничтожной, а последующих попаданий крейсера могли легко избежать маневрированием. Еще при обнаружении грозного противника «Адмирал Ушаков» повернул на юг, и теперь японцам пришлось его догонять. Только около 17 ч расстояние уменьшилось до 80 кбт. В 16 ч 50 мин X. Симамура, следуя полученному от адмирала X. Того приказанию, распорядился поднять сигнал по международному своду: «Ваш флагман сдался, предлагаю Вам сдаться». Одновременно на «Ивате» взвились боевые стеньговые флаги. Очередной совет офицеров единогласно решил «драться, пока хватит сил, а потом уничтожить броненосец»*. [* Дмитриев Н. Н, Указ. соч. С. 69.] У подчиненных В. Н. Миклухи не появилось и мысли о возможной сдаче. С приближением противника пробили боевую тревогу. Давая поручение священнику на случай своей гибели, И. А. Дитлов не мог сдержать волнения. Отец Иона заверил мичмана: «Хорошо, все сделаю, если Бог спасет, а ты успокойся, а то команда увидит»*. [* Дитлов И. А. Указ. соч. С. 498.] Все офицеры и матросы прощались друг с другом. Сигнал, поднятый на «Ивате», разобрали не сразу. Противник успел еще приблизиться и, подвернув вправо, лег на параллельный курс: «Адмиралу Ушакову» предстояло сражаться поврежденным правым бортом. На стеньге японского флагманского корабля с броненосца заметили и российский коммерческий флаг. Командир В. Н. Миклуха приказал подготовить и поднять до половины ответ международного свода. По «короткой тревоге» пушки навели на противника, в ответ на холостой выстрел нетерпеливых японцев кормовая башня лейтенанта А. П. Гезехуса произвела боевой залп. Но X. Симамура проявил выдержку, и командир «Адмирала Ушакова» в надежде потянуть время распорядился сыграть «дробь». Наконец разобрали половину сигнала: «Советую Вам сдать Ваш корабль…».* [* РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3595. Л. 124.] «Ну, а продолжение и разбирать нечего,— сказал В. Н. Миклуха,— долой ответ, открывайте огонь». По воспоминаниям Н. Н. Дмитриева, в боях 14 и 15 мая командир был на редкость спокоен. Через 20 мин боя крен броненосца на правый борт стал ощутимо затруднять вращение башен, еще через 10 мин огонь из них пришлось прекратить, и только последнняя 120-мм пушка продолжала стрелять под управлением мичмана И. А. Дитлова*. [* Из воспоминаний П. В. Полянского// Новое время. 1905 г. 30 авг.] Командир В. Н. Миклуха, считая возможности сопротивления исчерпанными, приказал потопить корабль, а команде спасаться. Для ускорения гибели трюмный механик Л. Ф. Джелепов с хозяином трюмных отсеков Багаутдином Шагигалеевым затопил патронные и бомбовые погреба. Вода хлынула в машинное отделение через открытые кингстоны и подорванные циркуляционные насосы. Броненосец остановился и быстро кренился на правый борт. Противник не прекращал огня. Вспомнив гибель «Александра III» и обозлившись, вышедший было на ют мичман И. А. Дитлов с комендорами Максимом Алексеевым и Матвеем Шишкиным бросился к 120-мм пушке и выстрелил. «Адмирал Ушаков», погружаясь носом в воду, лег на правый борт и перевернулся. Ушел в воду Андреевский флаг, который уже больше некому было охранять: квартимейстер В. Прокопович погиб на своем посту. Через три минуты днище корабля кормой вперед ушло в воду. Перед погружением в корпусе раздался взрыв: видимо, это взорвались котлы. Пока таран броненосца не скрылся под водой, ожесточившиеся японцы продолжали огонь, вымещая на людях злобу за несостоявшийся трофей. Среди плававших в воде разрывами были убиты десятки русских моряков. Более 20 человек, в том числе комиссар П. А. Михеев, погибли от попадания снаряда в центр спасательного круга. Скончался от раны и доблестный командир Владимир Николаевич Миклуха. «Ивате» и «Якумо», прекратив огонь, подошли к месту гибели броненосца и спустили шлюпки, оказывая запоздавшую милость своим недавним противникам. Спасение продолжалось до темноты, и крейсера освещали поверхность моря прожекторами. Последних двух моряков подобрали из воды почти в 20 ч 30 мин. Не удивительно, что старший судовой механик капитан Ф. А. Яковлев и кочегар 1-й статьи А. С. Хлынов умерли на «Ивате» от переохлаждения через несколько минут после подъема на борт. Всего «Ивате» подобрал 182, а «Якумо» 146 человек. Из команды броненосца погибли семь офицеров, три кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса*. [* РГАВМФ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 406. Л. 8; Дмитриев Н. Н. Указ- соч. С. 82—84.] По японским данным, последний бой броненосца «Адмирал Ушаков» произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Корабль скрылся под водой около 10 ч 50 мин 15 мая 1905 г. В донесении Е. А. Максимова указаны и координаты гибели: 37°00' с. ш., 33°30' в. д.


Наградной лист

#2
greig

greig

    Главнокомандующий флотом

  • Его Высокопревосходительство Генерал-Адмиралъадмирал
  • 9 024 сообщений
  • ГородМосква
  • Имя и Отчество:Эдгар Эгилович
да....печально читать такие события, но тем более переполняет гордость за тех кто верой и правдо служил Андреевскому флагу и до кнца выполнил свой долг.


Наградной лист




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей



Эту тему посетили 4 пользователя(ей)