Перейти к содержимому

Фотография

Бизерта - база Российского Императорского Флота


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 11

#1
tygerland

tygerland
  • ◄Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородСевастополь,Одесса
  • Имя и Отчество:Алёна Вячеславовна
ТРАДИЦИЯМ ВЕРНЫ



Скромно и незаметно прошли в Крыму торжества, посвященные 300-летию российского, а еще не так давно – нашего с вами общего флота. Не время и не место обсуждать причины и следствия этого раздела. Расскажем о тех, кто верен традициям.

12 октября из Севастополя ушла в море яхта «Петр Великий». Цель похода, посвященного 300-летию флота, – дойти до тунисского порта Бизерта и поднять там Андреевский флаг. Поход в целом был удачным, и через 36 дней яхта вновь стояла у Графской пристани. Члены экспедиции добавили, а вернее, открыли для нас еще одну страницу истории и умножили веру в то, что наше сознание действительно меняется в лучшую, более человечную сторону.

Рассказать об этом мы попросили организатора и руководителя похода, президента севастопольской правозащитной ассоциации «Морское собрание» В. СТЕФАНОВСКОГО.

– Прежде всего почему Бизерта!

– В 1921 году в этот порт прибыли 33 корабля черноморской эскадры, на которых находились 5600 наших соотечественников, годом ранее покинувших Севастополь. В Бизерте они создали флотскую инфраструктуру, построили кадетский корпус, церковь, все необходимое для своего существования. Жили там в полном соответствии с требованиями Военно-морского устава Российского императорского флота до 1924 года. После признания Францией СССР (а Тунис в то время был французской колонией) флаг эскадры пришлось спустить. Что означает спуск флага для воинского подразделения, в данном случае – черноморской эскадры? То, что воинское формирование перестает существовать. 29 октября 1924 года в 17.45 со спуском флага на эсминце «Дерзкий» Российский императорский флот прекратил свое существование. Флаг, врученный флоту Петром Великим, был спущен.

– Как родилась идея этого похода?

– 300-летие российского флота не просто дата – триста календарей. Это событие требует от нас оглянуться на прошлое, отдать ему дань уважения, подвести итог – что мы за триста лет получили, чего добились, какие корабли построили и сколько за это пришлось заплатить, в том числе и человеческими жизнями.

Самое правильное, на мой взгляд, в связи с 300-летием флота просто необходимо было помянуть унесенных морем за эти три века. Каким образом? Как минимум должна была пройти панихида по нашим соотечественникам, погибшим в море и за морями во славу Отечества. Далее – всенародный поход памяти по местам гибели кораблей и экипажей.

Целью похода в Бизерту было символическое поднятие Андреевского флага. А флаг, по моему мнению, – это не только и не столько отличительный знак, сколько культурно-исторический символ. Россия, возвращаясь к своим историкам, переосмысливая собственную историю, нередко идет путем наименьшего сопротивления – отменить одно событие и придать значимость другому. Да, на кораблях российского флота вновь поднят Андреевский флаг. Ну и что? Ведь от этого они не стали автоматически преемниками российского флота до 1917 года, более того, как мы могли убедиться, некоторые чиновники (ах как хочется думать, что не все) до сих пор делят моряков российских на «белых» и «красных». И не логично ли в этой ситуации сначала «реабилитировать» Андреевский флаг, наполнить смыслом его существование на современных кораблях, для чего и сделать-то немного – поднять его там, где он был спущен. Именно это мы и сделали. Пришли простые люди, высказали свои добрые пожелания. Какая-то женщина передала на яхту булку хлеба – помогали кто чем может. От севастопольских властей не было никого.

Севастополь – это часть нашей истории. Мы, жители Севастополя, имеем право на эту историю, и никто не может у нас этого отнять.

Я чрезвычайно благодарен командованию Черноморского флота за то, что оно признало этот поход необходимым и важным. Впервые за 72 года мы (жалко, что не официальный флот на большом военном корабле, а мы на яхте) от имени Военного совета флота и его моряков возложили венок на могилы российских моряков, тем самым подчеркнув, что Бизерта – часть нашей истории, а моряки, нашедшие последнее пристанище в этом тунисском городе, - наши соотечественники и коллеги. Это, я считаю, большая победа в общественном сознании, шаг к гражданскому примирению.

– Как же удалось организовать поход!

– Конечно же, ассоциации «Морское собрание» одной это сделать было бы сложно, без поддержки общественности, коммерческих и отдельных государственных структур, частных лиц мы бы его не организовали. Зато сумели этой идеей заинтересовать людей.

В подготовке похода приняли участие очень многие люди и организации из России, Белоруссии, Украины. В первую очередь я хотел бы назвать морскую администрацию порта Новороссийск, ее начальника Виктора Вениаминовича Попова, который на мое обращение откликнулся немедленно, оказал огромную поддержку.

Участие в подготовке похода памяти принял Германский морской союз - немецкая организация нашего «Морского собрания». Осознавая общечеловеческую направленность этой акции, они прислали нам одежду, питание, помогли организационно.

У нас висела вывеска «Комитет по подготовке похода памяти, посвященного 300-летию российского флота». Как-то пришла к нам пожилая женщина, пенсионерка, и говорит: «Сынок, много у меня нет, но возьми вот 2 гривны на благое дело…».

– Как проходил сам поход!

– об этом лучше рассказали бы его участники, дошедшие до Бизерты. Мне, к сожалению, пришлось в Пилосе сойти – сердце не выдержало: предпоходные нагрузки, нервное напряжение.

Яхта, как вы уже знаете, дошла. Андреевский флаг был поднят в присутствии потомков тех, кто в 1924 году его спускал. Более того, они сами его поднимали. Это Вера Робертовна Вирен, дочь Роберта Вирена, приехавшая по этому случаю из Америки, Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн, 8-летней девочкой прибывшая в Бизерту с отцом и ныне живущая там. Кстати, и двое ее внуков являются членами нашего «Морского собрания», мы переписываемся.

Для них, потомков российских моряков, в 1920 году ушедших из России, гражданская война закончилась 29 октября 1996 года.

– Владимир Владимирович, поход завершен, экспедиция свою миссию выполнила, что дальше?

– Вы правильно сказали – завершен этот поход. Но не завершено наше движение к гражданскому примирению, не дана объективная оценка многим событиям нашей истории.

Морское собрание представило в комитет по празднованию 300-летия флота 47 предложений, среди которых и переиздание карт памятных мест российского флота, и восстановление адмиральской усыпальницы в Севастополе, и издание Общего морского списка. Но это уже повод для другого разговора. Ближайшее мероприятие «Морского собрания» – это итоговая конференция, на которой будут подведены итоги работы «Морского собрания» и общественного комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия флота. Мы расскажем о том, что сделано, остановимся на том, что надо сделать. Я приглашаю всех, кому небезразлична судьба флота, кому дороги наша история и наше настоящее, принять участие в работе конференции.


Беседовал М. ГУСЕВ


«Крымские известия»

№230 (1235), 10 декабря 1996 г.


Наградной лист

#2
tygerland

tygerland
  • ◄Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородСевастополь,Одесса
  • Имя и Отчество:Алёна Вячеславовна
В честь 300-летия Российского флота


«Петр Великий» ушел в Бизерту


В минувшую субботу Севастополь провожал в Средиземное море парусно-моторную яхту «Петр Великий».

«Поход Памяти» – так окрестили организаторы плавание, которое посвящено 300-летию Российского флота. В юбилейный для ВМФ год экипаж, который, кстати, состоит из представителей Москвы, Воронежа, Новороссийска, Севастополя, Минска, предпримет сорокадвухсуточный поход по местам трагедии и славы Российского флота.

Посланцы городов бывшего СССР планируют заходы в Турцию, Грецию, на Мальту, в Израиль. На переходе в местах гибели моряков Российского флота будут возложены венки и цветы. Основные же мероприятия развернуться в тунисском порту Бизерта, где в 1924 году Российский императорский флот спустив Андреевский флаг, прекратил свое существование. Яхтсмены намерены после долгих лет вновь поднять Андреевский флаг на том месте, где он был спущен 72 года назад.

– Этот поход задумывался несколько лет назад, – говорит председатель общественного комитета Севастополя по подготовке к празднованию 300-летия Российского флота вице-адмирал в отставке Н. Легкий. – Первоначально мы планировали, что все мероприятия будут проходить на борту одного из современных боевых кораблей флота, но, к сожалению, командование ВМФ эту идею не поддержало. Так, выбор пал на «Петра Великого». Собственно говоря, поход, в который сегодня уходит яхта, является уже вторым этапом мероприятий, посвященных 300-летнему юбилею ВМФ. Первый этап прошел во время недавнего визита яхты «Орион» в Новороссийск. В ходе этого плавания впервые за много лет были спущены на воду венки на местах гибели линкора «Ташкент», теплоходов «Армения», «Адмирал Нахимов» и др. Теперь моряки выполнят этот скорбный и почетный ритуал в Средиземном море.

Участники похода уполномочены вручить тем, кто этого достоин, памятный знак «Бизертский крест». В свидетельстве к памятному знаку, где нанесен маршрут «Петра Великого», перечислены положения, согласно которым вручается данный крест. Среди них есть и такие: за вклад в раскрытие «белых пятен» в истории Отечества, за вклад в подготовку к празднованию 300-летия Российского флота, за вклад в дело гражданского примирения и др. один из первых крестов недавно был вручен начальнику Новороссийской морской администрации В. Попову.

Во время нынешнего похода старшим экспедиции является президент правозащитной ассоциации «Морское собрание» В. Стефановский. Стоит отметить, что основная часть средств, ушедших на подготовку экспедиции, получена в качестве пожертвований от граждан и общественных организаций в адрес собрания.

Рассчитывали, что столь интересное мероприятие поддержат многие спонсоры. Но, к сожалению, все получилось иначе. Реально помогли только Новороссийская морская администрация и командование ЧФ. Особая благодарность адмиралу В. Кравченко, который нашел время побывать в ассоциации, вникнуть в планы похода и выделить все необходимое яхтсменам. Кстати, большинство из них воспитанники флотского яхт-клуба.

В это серое субботнее утро на Графскую пристань проводить «Петра Великого» прибыли первый заместитель командующего ЧФ вице-адмирал Г. Сучков, а также контр-адмиралы А. Пенкин, А. Аладкин, Н. Михальченко, офицеры управлений и отделов штаба ЧФ, севастопольцы, гости города, а также представители городских, российских и зарубежных средств массовой информации. В руках провожающих цветы, воздушные шары, транспаранты. На одном из них написано: «Рыцари Российского флота, наши друзья из Севастополя и Германии желают вам успешного похода!». Таким транспарантом приветствует экипаж яхты гражданина ФРГ Эдельгард Таубе, которая является членом ассоциации «Морское собрание». Госпожа Таубе уже во второй раз приезжает в Севастополь с грузом гуманитарной помощи, приобретенным на свои средства. Это именно она подарила флотскому госпиталю современную аппаратуру для быстрого проведения анализов крови.

Начинается праздничный митинг. Его открыл вице-адмирал в отставке Н. Легкий. Затем слово было предоставлено первому заместителю командующего ЧФ вице-адмиралу Г. Сучкову. Он, в частности, сказал:

– Этот день необычен. Сегодня свершилось то, о чем еще год назад можно было только мечтать. Через несколько минут яхта «Петр Великий» возьмет курс в Средиземное море, где ее моряки от имени своих соотечественников отдадут долг памяти гражданам России, которые погибли вдали от нее.

Поход приурочен к 300-летию Российского флота, а потому не случайно, что на борту яхты находятся представители городов, где флот нашего государства строился и креп.

Хочу пожелать участникам похода благополучного плавания и счастливого возвращения. Семь футов под килем!

Затем слово было предоставлено В. Стефановскому. Он выразил благодарность всем тем, кто помог в организации похода, и высказал надежду, что все задачи, поставленные на поход, экипаж «Петра Великого» выполнит с честью.

Чуть позднее Г. Сучков от имени Военного совета Черноморского флота вручил экипажу яхты венок и герб ЧФ для возложения на воду.

Представитель Воронежа, в торжественной обстановке вручил морякам «Петра Великого» Андреевский флаг, освященный в Успенской адмиралтейской церкви города. Под звуки «Легендарного Севастополя» он затрепетал на высокой мачте яхты.

Последние слова прощания поцелуи, рукопожатия через расширяющуюся полоску воды между бортом яхты и пристанью. «Петр Великий» разворачивается, сбивая форштевнем пену свинцовых волн, и берет курс в море.



Н. ВОСКРЕСЕНСКИЙ



«Флаг Родины», 15.10.96 г


Наградной лист

#3
tygerland

tygerland
  • ◄Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородСевастополь,Одесса
  • Имя и Отчество:Алёна Вячеславовна
Принц Уэльский и «Петр Великий»



Пребывание Его Королевского Высочества принца Чарльза в Украине освещалось и на ТВ, и в печати. Посетил он и Севастополь. И это естественно: в окрестностях города покоится прах более 20 тысяч соотечественников принца Чарльза. Наследник британской короны осмотрел местность в Балаклаве и Инкермане, где проходили сражения в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. На Каткартовом холме у Британского мемориала принц Чарльз принял участие в церемонии отдания почестей английским воинам, погибшим в этих местах более 140 лет назад.

Принц был печален и молчалив. Какие чувства и мысли владели им в эти часы? Возможно, он представлял себе, какое расстояние должны были преодолеть британские солдаты, чтобы оказаться у стен Севастополя. Возможно, вспомнил рассказ учителя истории о бесславной гибели элитного кавалерийского полка, куда королевская знать отправляла служить сыновей. Или пригрезился ему сэр Уинстон Черчилль, которой, будучи в 1945-м на Ялтинской конференции, отвлекся даже от решения мировых проблем с Рузвельтом и Сталиным, чтобы поехать в Севастополь к местам гибели британских солдат и одного из своих предков.

Возможно, принц напишет об этом в мемуарах или поделится своими впечатлениями с матушкой-королевой. Журналисты не услышали от Его Высочества ни одного слова. Когда ему подали книгу почетных посетителей Британского мемориала, он и здесь проявил присущую англичанам сдержанность, оставив на чистой странице лишь шесть букв: «Чарльз».

Радио Би-би-си, которое поручило корреспонденту обязательно записать голос Чарльза на Каткартовом холме, так и не получило его для эфира. То ли увиденное так растрогало принца, то ли королевские отпрыски столь бережны к каждом своему слову.

Но впечатления английских Гостей выразил Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Украине Роберт Рив. Он сказал журналистам, что о Британском мемориале в Севастополе много писали английские газеты, по ТВ показаны фильмы. Дипломат поделился мнением, что принца особенно взволновало то, что памятник поставили севастопольцы, чьи предки сражались против англичан в Крымскую войну. И это – знак примирения и надежны на сотрудничество. И принц приложит усилия, чтобы Великобритания внесла свой вклад в завершение строительства Мемориального комплекса.

Память о предках – это те звенья истории, которые возбуждают чувство гордости за свершения далеких соотечественников, укрепляют духовную связь поколений.

Наблюдая церемониал на Каткартовом холме, я невольно подумал о том, что в эти дни Средиземное море бороздит яхта «Петр Великий». Ее экипажу предстоит отдать почести морякам Черноморской эскадры, ушедшим из Севастополя в пылающем 1920 году и нашедшим последний приют на африканской земле в порту Бизерта.

Более трех лет пробивал идею этого похода Владимир Стефановский – президент правозащитной ассоциации «Морское собрание». Хождение по высоким инстанциям в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе потребовало от него больших физических и моральных усилий. Помощи в руководящих кабинетах он не получил. Как ему удалось осуществить свою мечту – снарядить в поход яхту «Петр Великий», - Владимир Владимирович, возможно, когда-нибудь поведает. И это будет грустный рассказ о том, как одни говорят о величии Российского флота и его традициях, а другие, преодолевая препятствия, равнодушие и корысть, возрождают эти традиции.

Все было рассчитано у Владимира Стефановского по минутам: от старта яхты в Севастополе до подъема Андреевского флага в Бизерте. Одного он не мог предвидеть: какие нагрузки ему под силу. Сердечный приступ прервал участие самого вдохновителя в походе. Из Греции Владимир Владимирович был доставлен во флотский госпиталь. И теперь он в больничной палате переживает за своих морских побратимов. Можно только представить, что творится сейчас в душе бывшего подводника Стефановского! В грандиозных мероприятиях по празднованию 300-летия Российского флота не нашлось «отдельной строки» для правительственной делегации, чтобы на высоком уровне почтить российских моряков на африканской земле.

Принцу, конечно, проще наведываться к могилам предков. У него собственное финансирование. А возможно, и собственное понимание истории.

Можно догадываться, что отметивший юбилейную флотскую дату в госпитале В.В. Стефановский мечтает лишь об одном: быстрее вернуться в строй. А уж до Бизерты он доберется. Лично я в этом не сомневаюсь.


Борис ГЕЛЬМАН



«Вечерний Севастополь» - 13 ноября 1996 г.


Наградной лист

#4
TigraPaha

TigraPaha

    Основа Флота

  • Его Высокоблагородие Капитанъ I рангаКапитан1ранга
  • 962 сообщений
  • ГородОдесса
  • Имя и Отчество:Павел
Георгий Победоносец в БизертеПрикрепленный файл  Georgij_P-28.jpg   7,54К   16 Количество загрузок:


Наградной лист

#5
cruijs

cruijs
  • ◄Пользователи
  • 1 265 сообщений
Отлично.

#6
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква
В порядке исторической справки:

В 1917 г. русский Черноморский флот состоял из 7 линкоров, 2 крейсеров, 20 эсминцев, 11 подлодок и других судов. Каждый месяц в строй вступали новые корабли. Флот господствовал на Черном море, он готовил операцию по захвату Босфора.
Октябрьский рубеж стал роковым в истории Черноморского флота. Развал России, образование независимой Украинской народной республики и ее договор с Германией о помощи привели к оккупации Черноморского побережья германскими войсками. Часть Черноморского флота (линкор, 9 эсминцев и 4 миноносца) большевики затопили в Новороссийске 18 июня 1918 г., чтобы не отдать немцам, остальные корабли перешли к Украине.
В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии корабли и базы Черноморского флота захватили англичане и французы. Линкор «Воля» (бывш. «Александр III» ) и 8 эсминцев англичане увели в Мраморное море, в порт Измир. Но часть мелких судов они передали А.И.Деникину, и в декабре 1918 г. в Вооруженных силах Юга России появились Морские силы.
Отступая из Крыма, англичане 25 апреля 1919 г. взорвали машины на пяти старых линкорах, крейсере, двух эсминцах, трех миноносцах и транспорте, а 26 апреля затопили 12 подлодок. Французы захватили всю российскую гидроавиацию и увели в Константинополь гидрокрейсер «Алмаз». В апреле-октябре 1919 г. по настоянию последнего командующего Черноморским флотом вице-адмирала Михаила Павловича Саблина (1869-1920) союзники вернули оставшиеся кора6ли Деникину.
Теперь Морские силы белых состояли из новейшего линкора-дредноута «Генерал Алексеев» (бывш. «Воля»), старого линкора-броненосца «Георгий Победоносец», крейсеров «Генерал Корнилов» (бывш. «Очаков» ) и «Алмаз», 11 эсминцев и миноносцев, 8 канонерок и 4 подводных лодок. После смерти Саблина в 1920 г. командование принял вице-адмирал Михаил Александрович Кедров (1848-1945), храбрый боевой офицер, бывший морской атташе России в Лондоне и будущий глава эмигрантского Военно-Морского Союза, заместитель председателя Русского Обще-Воинского Союза.
15 ноября 1920 г. Красная армия заняла Севастополь. Командование Морских сил сумело в сложной обстановке эвакуировать белые войска и часть гражданского населения на 103 транспортах и военных судах. 2 линкора, 2 крейсера, 10 эсминцев, 8 канонерок, 4 подлодки, 12 тральщиков и 16 вспомогательных судов адмирал Кедров увел в Бизерту - небольшую французскую базу в Тунисе. После отъезда Кедрова в Париж командование эскадрой принял контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс (1879-1943). Под его руководством ремонтировались корабли, в Бизерте действовал Морской корпус, где учились русские гардемарины.
29 октября 1924 г. Франция признала СССР и французские власти разоружили русские корабли, на них спустили Андреевские флаги. В конце декабря 1924 г. в Бизерту прибыла советская комиссия во главе с известным ученым-кораблестроителем Алексеем Николаевичем Крыловым (1863 1945) и морским атташе Евгением Андpеевичем Беренсом (1876-1928), чтобы решить судьбу кораблей. Все суда, кроме «Генерала Алексеева», комиссия признала изношенными и подлежащими продаже на слом. Постановили продать и подлодки. Линкор решили отбуксировать в Россию. Но своих буксиров не оказалось, а воспользоваться услугами зарубежной фирмы опасались из-за трудностей со страховкой: линкор стоил 45 млн. руб. или 4 млн. ф.ст., а цена его как лома составляла 25 тыс. ф.ст.; страховать его как лом не имело смысла, а выплатить в случае его гибли 4 млн. ф.ст. страховые фирмы отказывались. Дело затянулось. А между тем с 1933 г. бизертская эскадра пошла на слом. Последним погиб линкор «Генерал Алексеев».

(к-т исторических наук Б.И. Гаврилов)

#7
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква
Прикрепленный файл  01040011.jpg   29,52К   7 Количество загрузок:
"Генерал Алексеев" в Бизерте

#8
b777

b777

    Капитанъ II ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 2 240 сообщений
По цене металлолома был добит (уничтожен) наш Черноморский флот!


Наградной лист

#9
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква
Немного о судьбе пушек с многострадального "Генерала Алексеева":


ИЗ БИЗЕРТЫ – НА ГЕРНСИ

Русские корабли продолжали ржаветь в Бизерте. Лишь в начале 1930-х годов их стали потихоньку разбирать на лом прямо на стоянках. Вела работы все та же фирма Sosiete anonyme exploitasion de minision под руководством Александра Клягина. Где-то в 1934–1935 годах с «Генерала Алексеева» сняли артиллерию. Орудия были складированы в арсенале Сиди-Абдалах.

А дальше началась совсем детективная история. С началом советско-финляндской войны французское правительство подарило финнам двенадцать 305-мм пушек с русского линкора (несколько таких же орудий на береговых установках достались Финляндии после обретения независимости от России). Их передача происходила в обстановке строжайшей секретности. На три торговых судна – «Джульетта», «Карл Эрик» и «Нина» – погрузили по четыре пушки. Они были уложены на самое дно трюмов, а сверху засыпаны пшеницей.

Первые два парохода дошли благополучно до финского порта Турку, а вот «Нину» 9 апреля 1940 года в норвежском порту Берген захватил немецкий десант.

Русские орудия были переданы фирме Круппа. Там для них создали новые снаряды и заряды. Максимальная дальность стрельбы из российской двенадцатидюймовки полубронебойным немецким снарядом массой 405 кг составляла 32 км. Легкий дальнобойный фугасный снаряд весил 250 кг и мог преодолеть расстояние в 51 км.

Пушки получили немецкое название 30,5 cm K.14®. На заводе Круппа для них изготовили одноорудийные башенные установки типа С.40.

Прикрепленный файл  225551.jpg   32,16К   9 Количество загрузок:
Пушки с «Императора Александра III» устанавливают на батарею «Мирус».

Решение о строительстве батареи с четырьмя пушками K.14® на Гернси – одном из принадлежащих Великобритании Нормандских островов близ северо-западного побережья оккупированной немцами Франции – было принято на совещании у Гитлера 18 октября 1940 года. Работы начались весной 1941-го. 29 ноября того же года все четыре пушки прибыли в порт Сент-Питер на Гернси. Об объеме же работ свидетельствует хотя бы тот факт, что немцы при возведении батареи использовали свыше 47 тыс. кубометров бетона. Сперва она получила название «Нина» (по имени захваченного в Норвегии судна), а потом – «Мирус» (в честь погибшего при авианалете капитана 1 ранга Рудольфа Мируса, который руководил строительством береговых батарей на Нормандских островах).

От ударов с воздуха «Мирус» защищали: батарея 7,5-см французских зенитных пушек и девять 2-см зенитных автоматов, в том числе четыре Flak 38 в бетонных блоках и пять Flak 29 («Эрликон») на тумбовых морских установках. Противодесантную оборону первоначально обеспечивали три французские полевые 7,5-см пушки F.K.231(f). В мае 1944 года их заменили на 7,62-см F.K.39® – советские Ф-22 УСВ.

Управление огнем батареи осуществлялось с помощью 10-метрового дальномера и РЛС типа «Вюрцбург». Радар «Вюрцбург Райз», введенный в строй в апреле 1944 года, был способен обнаруживать и сопровождать корабли на дальности до 65 км. Информация отображалась на экранах четырех электронно-лучевых трубок. Расчет РЛС составлял 18 человек.

Применение радара для управления стрельбой имело и свои минусы. Так, например, перед рассветом 2 ноября 1943 года станция «Вюрцбург Райз» на Гернси засекла крупную цель. «Мирус» и еще восемь береговых батарей открыли огонь по объекту, медленно приближавшемуся с северо-запада к Гернси. Всего было сделано 529 выстрелов. Однако противник оставался неуязвим. Наконец, когда цель оказалась на расстоянии 7 км от Гернси, немцы осветили ее прожекторами и увидели… лопнувший британский аэростат заграждения, плававший в море и связанный тросом со вторым баллоном, парившим в пятистах метрах над ним.

Имело место ЧП и с 305-миллиметровками. В 2 часа ночи 8 июня 1943 года РЛС «Мирус» обнаружила корабли противника. Батарея немедленно открыла огонь. Но после двух выстрелов на люльке орудия № 4 были сломаны цапфенные кольца, на третьем выстреле то же произошло и с орудием № 3. Одновременно на орудии № 1 вышли из строя противооткатные устройства. Стрельба велась 250-килограммовыми фугасными снарядами при заряде 71 кг пороха и угле возвышения 31 градус.

Инженеры фирмы Круппа срочно вылетели на Гернси, и через короткое время все четыре пушки находились в полной боевой готовности. Однако на всякий случай немцы уменьшили заряды, так что дальность стрельбы 250-килограммовым снарядом сократилась до 38 км, а 405-килограммовым снарядом – до 28 км.

ПОД ЗАЩИТОЙ «МИРУСА»

Германские береговые батареи на Нормандских островах перекрывали своим огнем почти половину пролива Ла-Манш и обеспечивали оборону 110-километровой полосы побережья департамента Манш. «Мирус» сильно мешал судоходству союзников, что особенно сказалось после высадки их войск в Нормандии в июне 1944 года.

В сентябре 1944-го пушки «Мируса» обстреляли два американских крейсера типа «Монтпелье» (водоизмещение 10 тыс. тонн, 12 152-мм орудий). Один их них получил повреждения, потерял ход и ушел лишь с помощью своего напарника.

Союзники боялись даже приближаться к Нормандским островам, о которых в британских штабах ходили страшные легенды. Немцы хорошо замаскировали «Мирус», и англичане не знали о существовании 305-мм батареи на Гернси, зато были в полной уверенности, что на острове Олдерней находится некая 406-мм батарея. В действительности на Олдернее насчитывалось 11 орудий калибра 15–17 см, входивших в состав трех батарей. 12 августа 1944 года британский линкор «Родней» принялся бить по острову с предельной дальности из своих девяти 406-мм пушек, но особых повреждений германские батареи не получили. Зато сам «Родней» попал под огонь «Мируса».

Любопытно, что немцы использовали русские 305-мм орудия и для стрельбы по самолетам противника, летевшим на больших расстояниях. Определяя точную дистанцию до цели и направление на нее с помощью РЛС, германские артиллеристы вычисляли все необходимые данные для постановки в воздухе зоны заградительного огня пятью последовательными выстрелами двенадцатидюймовыми фугасными снарядами с дистанционными взрывателями. Разрывы этих снарядов образовывали в воздухе куб со стороной 500 м – один разрыв в центре и четыре по вершинам куба по диагоналям. Такой способ стрельбы назывался «мешок». С его помощью был сбит по крайней мере один английский самолет. О психологическом воздействии на летчиков подобных «мешков» говорить не приходится.

Под защитой «Мируса» германский гарнизон на Нормандских островах настолько обнаглел, что 9 марта 1945 года высадил небольшой десант на французское побережье. Союзники в панике бежали, а немцы захватили порт Гранвилл, взорвали там все основные сооружения и даже увели оттуда английское торговое судно, груженное углем.

Следующая такая операция была запланирована на 8 мая 1945 года, но ее проведению помешал приказ преемника Гитлера на посту рейхсканцлера адмирала Деница о капитуляции…

Между прочим, официальные военно-морские историки Великобритании и США не любят вспоминать о «Мирусе». Что неудивительно. Нельзя же говорить о том, как два сильнейших в мире флота спасовали перед одной батареей.

После войны законодательное собрание Нормандских островов решило снести «Мирус», так как существование батареи нарушало права частных владельцев. Разделка пушек на металл началась 23 июня 1947 года. Однако аборигенам оказалось не под силу уничтожение бетонных сооружений и большая их часть сохранилась до сих пор.

«Независимое военное обозрение»
Александр Широкорад

#10
b777

b777

    Капитанъ II ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 2 240 сообщений

С началом советско-финляндской войны французское правительство подарило финнам двенадцать 305-мм пушек с русского линкора (несколько таких же орудий на береговых установках достались Финляндии после обретения независимости от России). Их передача происходила в обстановке строжайшей секретности. На три торговых судна – «Джульетта», «Карл Эрик» и «Нина» – погрузили по четыре пушки. Они были уложены на самое дно трюмов, а сверху засыпаны пшеницей.

Первые два парохода дошли благополучно до финского порта Турку

Нашем же салом по нашему салу. Интересна дальнейшая судьба пушек переданных Финляндии.


Наградной лист

#11
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква
Прибывшие в Финляндию восемь орудий в "Зимней войне" 1939 - 1940 годов участие принять не успели. К марту 1910 года финнами был разработан план их установки в системе береговой обороны. Планировалось использовать четыре орудия, а оставшиеся должны были служить в качестве запасных и комплектующих частей для первых.
Два орудия разместили в двухорудийной башенной установке в Мякилуото, район Порккала в 40 км западнее Хельсинки. Еще два в одноорудийиых башнях были установлены на острове Исосаари.
Пушки, установленные на острове Исосаари (батарея была завершена строительством в 1944 году), находились на вооружении финской береговой обороны вплоть до 1980 года. Потом одна установка была демонтирована, а другая сохраняется в качестве мемориального экспоната.
Двухорудийная башенная установка в Мякилуото также вступила в строй в 1944 году. После выхода Финляндии из войны и передачи района Порккала в аренду СССР (в качестве военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота) установка была включена в состав береговой обороны этой базы.
Часть запасных артсистем финны использовали для восстановительного ремонта трехорудийиой 305-мм железнодорожной батареи, захваченной на полуострове Ханко в 1941 году. Эта батарея использовалась для обстрела советских войск под Ленинградом. По окончании войны она была переведена на территорию Советского Союза.
Вот так, проделав своеобразную "одиссею", разошлись пути и судьбы пушек русского линейного корабля "Генерал Алексеев". Одни из них вернулись на Родину, другие канули в безвестность на чужбине. Еще одно орудие находится сейчас в качестве экспоната в финском музее береговой артиллерии в Куйвасаари.

Прикрепленный файл  96.jpg   26,84К   6 Количество загрузок:
Финские комендоры на позиции 305-мм орудий в Мякилуото

#12
b777

b777

    Капитанъ II ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 2 240 сообщений
Наши орудия были как говорится «То, что надо». А, в приморье аналогичные пушки наверно уже в металлолом сдали?!
  • b777 это нравится


Наградной лист




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей



Эту тему посетили 3 пользователя(ей)