Перейти к содержимому

Фотография

Линейный Корабль "Императрица Мария"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 14

#1
tygerland

tygerland
  • ◄Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородСевастополь,Одесса
  • Имя и Отчество:Алёна Вячеславовна
Изображение
Изображение

ТТД:
Водоизмещение: 23 413 т.
Размеры: длина - 168 м, ширина - 27,43 м, осадка - 9 м.
Скорость хода максимальная: 21,5 узлов.
Дальность плавания: 2960 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 4 винта, 33 200 л.с.
Бронирование: палуба - 25-37 мм, башни - 125-250 мм, казематы 100 мм, рубка - 250-300 мм.
Вооружение: 4х3 305-мм башни, 20 130-мм, 5 75-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1386 чел.

История корабля:
Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за границей три современных линкора типа Дредноут, что сразу бы обеспечило им подавляющее превосходство на Черном море. Для сохранения баланса сил российское Морское министерство настаивало на безотлагательном усилении Черноморского флота. Для ускорения постройки линейных кораблей архитектурный тип и главнейшие проектные решения принимались в основном по опыту и образцу заложенных в 1909 году в Петербурге четырех линкоров типа "Севастополь". Подобный подход позволил значительно ускорить процесс разработки стратегических и тактических заданий на новые линейные корабли для Черного моря На черноморские линкоры перешли и такие достоинства, как трехорудийные башни, считающиеся по праву выдающимся достижением отечественной техники.

Ставка была сделана на широкое привлечение банковского капитала и частного предпринимательства. Постройку дредноутов (и других кораблей черноморской программы) поручили двум частным заводам в Николаеве (ОНЗиВ и Руссуд). Предпочтение отдали проекту Руссуда, который "с разрешения" Морского министерства вела группа видных, находившихся на действительной службе корабельных инженеров. В результате Руссуд получил заказ на два корабля, третий (по его чертежам) поручили строить ОНЗиВ.

11 июня 1911 года одновременно с церемонией официальной закладки новые корабли были зачислены в списки флота под названиями "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Императрица Екатерина Великая". В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К. Григоровича было приказано называть кораблями типа "Императрица Мария".

Конструкция корпуса и система бронирования "черноморцев" в основном соответствовали проекту балтийских дредноутов, но частично были доработаны. На "Императрице Марие" имелось 18 главных поперечных водонепроницаемых переборок. Двадцать водотрубных котлов треугольного типа питали турбинные агрегаты работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м (частота вращения при 21-узловой скорости 320 об/мин). Суммарная мощность корабельной электростанции составляла 1840 кВт.

По контракту от 31 марта 1912 года, подписанному Морским министерством с заводом Руссуд, "Императрицу Марию" следовало спустить на воду не позднее июля. Полная готовность корабля (предъявление к приемным испытаниям) планировалась к 20 августа 1915 года, еще четыре месяца отводились на сами испытания. Такие высокие темпы, не уступавшие темпам передовых европейских предприятий, были почти что выдержаны: завод, продолжавший строиться, спустил корабль на воду 6 октября 1913 года. Вплотную подступавшее военное время заставляло, несмотря на печальный опыт прошлого, вести разработку рабочих чертежей одновременно с постройкой кораблей.

Увы, на ходе работ сказывались не только болезни роста заводов, которые впервые строили такие крупные корабли, но и столь характерные для отечественного судостроения "усовершенствования" уже в ходе строительства, приведшие к сверхпроектной перегрузке, превысившей 860 т. В результате, кроме увеличения осадки на 0,3 м, образовался и досадный дифферент на нос. Иначе говоря, корабль "сел свиньей". По счастью, некоторый конструктивный подъем палубы в носу это скрадывал. Немало волнений доставил и заказ в Англии турбин, вспомогательных механизмов, гребных валов и дейдвудных устройств, размещенный на заводе Джон Браун обществом Руссуд. В воздухе пахло порохом, и только по счастливой случайности "Императрице Марии" удалось получить свои турбины в мае 1914 года, доставленные проскочившим проливы английским пароходом. Ощутимый сбой в контрагентских поставках уже к ноябрю 1914 года заставил министерство согласиться с новыми сроками готовности кораблей: "Императрицы Марии" в марте-апреле 1915 года. Все силы были брошены на скорейшее введение "Марии" в строй. Для нее по договоренности заводов-строителей передали поступившие с Путиловского завода станки 305 мм орудий и электротехническое оборудование башен.

По утвержденной 11 января 1915 года комплектации военного времени в команду Императрицы Марии назначалось 30 кондукторов и 1135 нижних чинов (из них 194 сверхсрочнослужащих), которые объединялись в восемь корабельных рот. В апреле-июле новыми приказами командующего флотом добавили еще 50 человек, а число офицеров довели до 33-х.

И вот наступил тот неповторимый, всегда переполненный особыми хлопотами день, когда корабль, начиная самостоятельную жизнь, уходит от заводской набережной. К вечеру 23 июня 1915 года после освящения корабля, подняв над Ингульским рейдом окропленные святой водой флаг, гюйс и вымпел, "Императрица Мария" начала компанию. Глубокой ночью 25 июня, видимо, чтобы пройти реку засветло, снялись со швартовов, и в 4 часа утра линкор дал ход. В готовности к отражению минной атаки, миновав Аджигольский маяк, корабль вышел на Очаковский рейд. На следующий день провели испытательные стрельбы, и 27 июня под охраной авиации, миноносцев и тральщиков линкор прибыл в Одессу. При этом главные силы флота, образовав три линии прикрытия (вплоть до Босфора!!!), держались в море.

Приняв 700 т угля, днем 29 июня "Императрица Мария" вышла в море вслед за крейсером Память Меркурия и в 5 часов утра 30 июня встретилась с главными силами флота...

Неторопливо, в сознании собственного величия и значимости момента, входила "Императрица Мария" на Севастопольский рейд днем 30 июня 1915 года. И ликование, охватившее в тот день город и флот, было сродни, наверное, общей радости тех счастливых дней ноября 1853 года, когда на тот же рейд после блистательной победы у Синопа возвращалась под флагом П.С. Нахимова 84-пушечная "Императрица Мария". Весь флот с нетерпением ожидал того момента, когда Императрица Мария, выйдя в море, выметет за его пределы изрядно осточертевших "Гебена" и "Бреслау". Уже этими ожиданиями "Марии" отводилась роль первой любимицы флота.

Какие же перемены в соотношении сил на море внесло вступление в строй "Императрицы Марии", как оно менялось с началом войны и какое влияние оказало на постройку следующих кораблей? Крайне угрожающее положение перед войной, когда в Черном море ожидалось появление уже снаряжавшихся в Англии к плаванию турецких дредноутов, оставалось напряженным и после того, как Англия не выпустила заказанные турками корабли. Новую и уже реальную опасность теперь представлял германский линейный крейсер "Гебен" и крейсер "Юреслау" из-за политических ли маневров британского адмиралтейства или в силу своей феноменальной везучести сумевший обвести вокруг пальца союзные англо-французские морские силы и прорвавшийся в Дарданеллы. Теперь этот перевес "Императрица Мария" ликвидировала, а вступление в строй последующих линкоров давало явный перевес Черноморскому флоту. Изменились также приоритеты и темпы постройки кораблей. С началом войны особенно обострилась потребность в эсминцах, подводных лодках и необходимых для будущей Босфорской операции десантно-высадочных средствах. Их заказ затормозил постройку линкоров.

На "Императрице Марии" изо всех сил старались ускорить начавшуюся с уходом из Николаева программу приемных испытаний. На многое, конечно, приходилось закрывать глаза и, полагаясь на обязательства завода, откладывать устранение недоделок на время после официальной приемки корабля. Так, много нареканий вызвала система аэрорефрижерации погребов боезапаса. Оказалось, что весь "холод", исправно вырабатывавшийся "холодильными машинами", поглощался разогревавшимися электродвигателями вентиляторов, которые вместо теоретического "холода" гнали в погреба боезапаса свое тепло. Поволноваться заставили и турбины, но сколько-нибудь существенных неполадок не произошло.

9 июля линкор ввели в сухой док Севастопольского порта для осмотра и окраски подводной части корпуса. Одновременно измерялись зазоры в подшипниках дейдвудных труб и кронштейнов гребных валов. Через десять дней, когда корабль находился в доке, комиссия приступила к испытанию подводных торпедных аппаратов. После вывода линкора из дока аппараты испытывались стрельбой. Все они были приняты комиссией.

6 августа 1915 года линкор Императрица Мария вышел в море для испытаний артиллерии противоминного калибра. На борту находился командующий Черноморским флотом А.А.Эбергард. Стрельба из 130-мм орудий велась на ходу 15 - 18 узлов и закончилась успешно. 13 августа приемная комиссия собралась на борту линкора для испытаний механизмов. Линкор снялся с бочки и вышел в море. Средняя осадка корабля составляла 8,94 метра, что соответствовало водоизмещению 24400 тонн. К 4 часам дня число оборотов турбин довели до 300 в минуту и приступили к трехчасовому испытанию корабля на полный ход. Линкор совершал галсы между мысом Ай-Тодор и горой Аю-Даг, на расстоянии 5 - 7 миль от берега на глубокой воде. В 7 часов вечера испытания механизмов на полный ход были закончены и 15 августа в 10 часов утра линкор возвратился в Севастополь. Комиссия отметила, что в течении 50 часов непрерывной работы главные и вспомогательные механизмы действовали удовлетворительно и комиссия нашла возможным принять их в казну. В период с 19 по 25 августа комиссия приняла в казну торпедные аппараты, все системы корабля, водоотливные средства и шпилевые устройства.

К 25 августа приемные испытания завершились, хотя доводка корабля продолжалась еще долгие месяцы. По указанию командующего флотом для борьбы с дифферентом на нос пришлось сократить боезапас двух носовых башен (со 100 до 70 выстрелов) и носовой группы 130 мм пушек (с 245 до 100 выстрелов).

Все знали, что с вступлением в строй Императрицы Марии "Гебен" без крайней нужды теперь из Босфора не выйдет. Флот смог планомерно и в более широких масштабах решать свои стратегические задачи. Тогда же для оперативных действий в море, сохранив административную бригадную структуру, образовали несколько мобильных временных соединений, названных маневренными группами. В первую вошли "Императрица Мария" и крейсер "Кагул" с выделенными для их охраны эсминцами. Такая организация позволяла (с привлечением подводных лодок и авиации) осуществлять более действенную блокаду Босфора. Только в сентябре-декабре 1915 года маневренные группы десять раз выходили к берегам противника и провели в море 29 дней: Босфор, Зунгулдак, Новороссийск, Батум, Трапезунд, Варна, Констанца у всех берегов Черного моря можно было видеть тогда стелющийся по воде длинный и приземистый силуэт грозного линкора.

И все же поимка "Гебена" оставалась голубой мечтой всего экипажа. Не раз приходилось офицерам Марии поминать недобрым словом руководителей Генмора вкупе с министром А.С. Воеводским, срезавших у их корабля по крайней мере 2 узла хода при составлении проектного задания, что не оставляло надежд на успех погони.

Сведения о выходе "Бреслау" для новой диверсии у Новороссийска были получены 9 июля, и новый командующий ЧФ вице-адмирал А.В. Колчак сразу же на "Императрице Марии" вышел в море. Все складывалось как нельзя лучше. Курс и время выхода Бреслау были известны, точка перехвата рассчитана без ошибки. Гидросамолеты, провожавшие "Марию", удачно отбомбили караулившую ее выход подводную лодку UB-7, не дав ей выйти в атаку, эсминцы, шедшие впереди "Марии", в намеченной точке перехватили "Бреслау" и связали его боем. Охота развернулась по всем правилам. Эсминцы упорно прижимали пытающийся уйти германский крейсер к берегу, "Кагул" неотступно висел на хвосте, пугая немцев своими, правда, не долетавшими залпами. "Императрице Марии", развившей полную скорость, оставалось лишь выбрать момент для верного залпа. Но то ли эсминцы не были готовы взять на себя корректировку огня "Марии", то ли на ней берегли снаряды сокращенного боекомплекта носовой башни, не рискуя бросать их наугад в ту дымовую завесу, которой "Бреслау" немедленно окутывался при опасно близких падениях снарядов, но того решающего залпа, который мог бы накрыть "Бреслау", не получалось. Вынужденный отчаянно маневрировать (машины, как писал немецкий историк, были уже на пределе выносливости), "Бреслау", несмотря на свою 27-узловую скорость, неуклонно проигрывал в пройденном по прямой расстоянии, которое уменьшилось со 136 до 95 кабельтовых. Спасла случайность налетевший шквал. Укрывшись за пеленой дождя, "Бреслау" буквально выскользнул из кольца русских кораблей и, прижимаясь к берегу, проскочил в Босфор.

В октябре 1916 г. вся Россия была потрясена известием о гибели новейшего линейного корабля русского флота “Императрица Мария”. 20 октября примерно через четверть часа после утреннего подъема матросы, находившиеся в районе первой башни линкора “Императрица Мария”, стоявшего вместе с другими кораблями в Севастопольской бухте, услышали характерное шипение горящего пороха, а затем увидели дым и пламя, выбивавшиеся из амбразур башни, горловин и вентиляторов, расположенных вблизи нее. На корабле сыграли пожарную тревогу, матросы разнесли пожарные рукава и начали заливать водой подбашенное отделение. В 6 ч 20 мин корабль потряс сильный взрыв в районе погреба 305-мм зарядов первой башни. Столб пламени и дыма взметнулся на высоту 300 м.

Когда дым рассеялся, стала видна страшная картина разрушений. Взрывом вырвало участок палубы позади первой башни, снесло боевую рубку, мостик, носовую трубу и фок-мачту. В корпусе корабля позади башни образовался провал, из которого торчали куски искореженного металла, выбивались пламя и дым. Множество матросов и унтер-офицеров, находившихся в носовой части корабля, было убито, тяжело ранено, обожжено и сброшено силой взрыва за борт. Перебило паровую магистраль вспомогательных механизмов, перестали работать пожарные насосы, отключилось электроосвещение. Затем последовал еще ряд мелких взрывов. На корабле были отданы распоряжения о затоплении погребов второй, третьей и четвертой башен, приняты пожарные шланги с портовых плавсредств, подошедших к линкору. Тушение пожара продолжалось. Корабль буксиром развернули лагом в ветру.

К 7 ч утра пожар стал стихать, корабль стоял на ровном киле, казалось, что он будет спасен. Но через две минуты раздался еще один взрыв, более мощный, чем предыдущие. Линкор стал быстро оседать носом и крениться на правый борт. Когда носовая часть и пушечные порты ушли под воду, линкор, потеряв остойчивость, опрокинулся вверх килем и затонул на глубине 18 м в носу и 14, 5 м в корме с небольшим дифферентом на нос . Погибли инженер-механик мичман Игнатьев, два кондуктора и 225 матросов.

На другой день, 21 октября 1916 г., поездом из Петрограда в Севастополь отбыла специальная комиссия по расследованию причин гибели линейного корабля “Императрица Мария” под председательством адмирала Н. М. Яковлева . Одним из ее членов был назначен генерал для поручений при морском министре А. Н. Крылов. За полторы недели работы перед комиссией прошли все оставшиеся в живых матросы и офицеры линкора “Императрица Мария”. Было установлено, что причиной гибели корабля послужил пожар, возникший в носовом погребе 305-мм зарядов и повлекший за собой взрыв пороха и снарядов в нем, а также взрыв в погребах 130-мм орудий и боевых зарядных отделений торпед. В результате был разрушен борт и сорваны кингстоны затопления погребов, и корабль, имея большие разрушения палуб и водонепроницаемых переборок, затонул. Предотвратить гибель корабля после повреждения наружного борта, выровняв крен и дифферент заполнением других отсеков, было невозможно, так как на это потребовалось бы значительное время.

Рассмотрев возможные причины возникновения пожара в погребе, комиссия остановилась на трех наиболее вероятных: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или самим порохом и, наконец, злой умысел. В заключении комиссии говорилось что “придти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений...”. Самовозгорание пороха и небрежность обращения с огнем и порохом были признаны маловероятными. В то же время отмечалось, что на линкоре “Императрица Мария” имелись существенные отступления от требований устава в отношении доступа в артиллерийские погреба. Во время стоянки в Севастополе на линкоре работали представители различных заводов, причем количество их достигало 150 человек ежедневно. Работы велись и в снарядном погребе первой башни - их выполняли четыре человека с Путиловского завода. По-фамильная перекличка мастеровых не проводилась, а проверялось лишь общее количество людей. Комиссия не исключила и возможность “злого умысла”, более того, отметив плохую организацию службы на линкоре, она указал “на сравнительно легкую возможность приведения злого умысла в исполнение”.

В последнее время версия “злого умысла” получила дальнейшее развитие. В частности, в работе А. Елкина утверждается, что на заводе “Руссуд” в Николаеве во время строительства линкора “Императрица Мария” действовала германская агентура, по указанию которой и была совершена диверсия на корабле. Однако возникает много вопросов. Например, почему не было диверсий на балтийских линкорах? Ведь восточный фронт являлся тогда главным в войне враждующих коалиций. К тому же балтийские линкоры раньше вступили в строй, да и пропускной режим на них вряд л был более жестким, когда они полудостроенными с большим количеством заводских рабочих на борту в конце 1914 г. покидали Kpoн штадт. Да и германская шпионская агентура в столице империи Петрограде была более развита. Что могло дать уничтожение одного линейного корабля на Черном море? Частично облегчить действия “Гебена” и “Бреслау”? Но к тому времени Босфор был надежно блокирован русскими минными заграждениями и проход через него германских крейсеров считался маловероятным . Поэтому версию “злого умысла” нельзя считать окончательно доказанной. Тайна “Императрицы Марии” по-прежнему ждет своей разгадки.

Гибель линкора “Императрица Мария” вызвала большой резонанс во всей стране. Морское министерство приступило к разработке срочных мер по подъему корабля и вводу его в строй. Предложения итальянских и японских специалистов были отклонены из-за сложности и дороговизны. Тогда А. Н. Крылов в записке в комиссию по рассмотрению проектов подъема линкора предложил простой и оригинальный способ. Он предусматривал подъем линкора вверх килем путем постепенного вытеснения воды из отсеков сжатым воздухом, ввод в таком положении в док и заделку всех разрушений борта и палубы. Затем целиком загерметизированный корабль предлагалось вывести на глубокое место и перевернуть, заполнив водой отсеки противоположного борта.

За исполнение проекта А. Н. Крылова взялся корабельный инженер Сиденснер, старший судостроитель Севастопольского порта. К концу 1916 г. вода из всех кормовых отсеков была отжата воздухом, и корма всплыла на поверхность. В 1917 г. всплыл весь корпус. В январе-апреле 1918 г. корабль отбуксировали ближе к берегу и выгрузили оставшийся боезапас. Только в августе 1918 г. портовые буксиры “Водолей”, “Пригодный” и “Елизавета” отвели линкор в док.

С линкора сняли 130-мм артиллерию, часть вспомогательных механизмов и другое оборудование, сам корабль оставался в доке в положении вверх килем до 1923 г. За четыре с лишним года деревянные клетки, на которых покоился корпус, подгнили. Из-за перераспределения нагрузки появились трещины в подошве дока. “Марию” вывели и поставили на мель у выхода из бухты, где она простояла вверх килем еще три года. В 1926 г. корпус линкора вновь был введен в док в том же положении и в 1927 г. окончательно разобран. Работы выполнял ЭПРОН.

При опрокидывании линкора во время катастрофы многотонные башни 305-мм орудий корабля сорвались с боевых штыров и затонули. Незадолго перед Великой Отечественной войной эти башни были подняты эпроновцами, а в 1939 г. 305-мм орудия линкора установили под Севастополем на знаменитой 30-й батарее, входившей в состав 1-го артдивизиона береговой обороны. Батарея героически защищала Севастополь, 17 июня 1942 г. во время последнего штурма города она вела огонь по фашистским полчищам, прорвавшимся в Бельбекскую долину. Израсходовав все снаряды, батарея стреляла холостыми зарядами, сдерживая натиск врага до 25 июня. Так, спустя более четверти века после стрельбы по кайзеровским крейсерам “Гебен” и “Бреслау” пушки линкора “Императрица Мария” вновь заговорили, обрушивая 305-мм снаряды теперь уже на гитлеровские войска.


Наградной лист

#2
tygerland

tygerland
  • ◄Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородСевастополь,Одесса
  • Имя и Отчество:Алёна Вячеславовна
Изображение

Из книги "25 взрывов в Северной бухте" глава 4


Со вступлением в войну Болгарии (на стороне Германии в сентябре 1915 года) и Румынии (на стороне Антанты в августе 1916 года) весь бассейн Черного моря стал театром военных действий. Захватив порты, береговые наблюдательные посты и радиостанции Болгарии, обратив Варну в осиное гнездо германских подводных лодок, противник сильно осложнил действия Черноморского флота. Возросла нагрузка и на дредноуты, которые только во второй половине 1916 года совершили 24 боевых похода.

В людях и кораблях накапливались утомление и усталость. После напряженных походов и бессонных вахт на боевых постах корабль, вернувшийся с моря, погружался в суету почти непрерывного пополнения запасов топлива, снарядов, воды, продовольствия. В отличие от полностью нефтяных новых эсминцев, линкоры оставались мучениками угольных погрузок, тем более изнурительных, что угля им приходилось сжигать несравнимо больше, чем старикам-додредноутам. И сгибались матросские спины под тяжестью мешков с углем, скрипела на зубах и вечным свидетельством эпохи оседала (в дни погрузок) между страниц вахтенных журналов всепроникающая угольная пыль, после которой, долго и мрачно отфыркиваясь, весь корабль сверху донизу отмывался и чистился. Ну а нефть всего-то 500 т (против 1700 т, а на Екатерине даже и 2000 т полного запаса угля) ее приберегали для питания эсминцев.

Нередко появлялись на корабле и "вольные" мастеровые. Завод все еще не мог сполна рассчитаться за свои и чужие недоделки, хватало и новых забот, вызванных требованиями войны. Работы шли в башнях и погребах, снаружи на палубе и за бортом. Вместе с усовершенствованными противоторпедными сетями возвращались на корабли в новом противоаэропланном качестве малокалиберные 47-, 64-, 75 мм пушки, тянувшие за собой целый ворох забот: устройство погребов боеприпасов, системы их подачи.

К этим привычным заботам, волнениям и недолгим часам отдыха вернулись на "Марии" после очередного похода 6 октября 1916 года. В десятом часу вечера, в вахту мичмана Мечникова, съехали на берег последние из 150 работавших в этот день на корабле мастеровых, и на линкоре, уже с восьми часов погруженном в сон, воцарилась полная тишина. В полумраке притушенного освещения бодрствовали на своих постах вахтенные, охраняя отдых более чем 1,2-тысячного экипажа, неясно маячили справа берега Куриной балки и непривычно спокойно было на рейде, где за всю ночь появился лишь один пришедший с моря корабль. В половине 5-го утра 7 октября отвалил от борта катер с отправлявшимися на берег за продуктами буфетчиками и поварами офицерской и кондукторской кают-компаний. В 6 часов прозвучал сигнал побудки, корабль ожил, начался новый день. День, который стал для корабля последним.

Ход событий, по минутам изложенный в исследовании А.Н. Крылова (Крылов А.Н. Воспоминания и очерки. М, 1956. С. 234-244), показывает, что спустя 20 минут после побудки матросы, находившиеся около носовой башни, услышали шипение горящего пороха, и тотчас же из всех люков и горловин вокруг башни повалил дым с проблесками пламени. Немедленно раскатали пожарные рукава, дав знать вахтенному начальнику. По кораблю прогремел сигнал пожарной тревоги с приказом затопить погреба. Но уже через 1,5-2 минуты последовал огромной силы взрыв, дым и пламя взметнулись на высоту до 300 м. Верхняя палуба позади башни была вскрыта почти во всю ширину корабля, обнажив объятые пламенем глубинные отсеки (загорелись хранилища нефти). При этом за борт, как легкие игрушки, снесло боевую рубку с ее мостиками, фок-мачту и носовую дымовую трубу, деформировало носовую башню. До ста матросов, находившихся в носовых отсеках и на палубе, были убиты или ранены, обожжены, сброшены за борт. Разрыв паровой магистрали оказался, по-видимому, приговором кораблю: остановились турбодинамо-машины, прекратилось электропитание, погасло освещение в отсеках, пожарные насосы перестали качать воду. Дублированных средств пожаротушения не было, да и затопление погребов с замедленной скоростью едва ли возымело бы успех. До большинства клапанов затопления просто было невозможно добраться, и многие из моряков погибли, героически выполняя свой долг. Так, инженер-механик мичман Игнатьев с группой матросов, в кромешной тьме преодолевая огромные завалы искореженных конструкций, добрался до клапанов затопления погреба 305 мм снарядов и успел их открыть. Продолжавшиеся вокруг взрывы не пощадили людей - мичман и его товарищи погибли. А флот уже спешил на помощь "Марии". Подошедшие пожарные баркасы подали шланги на палубу, люди отчаянно пытались подавить бушевавшее пламя. Шлюпки и катера подбирали сброшенных на воду людей, принимали с "Марии" раненых и обожженных. Уже спустя 15 минут после начала пожара на корабль прибыл командующий флотом вице-адмирал Колчак, который, как он докладывал затем Николаю II, стремился прежде всего "ограничить распространение взрывов, последствия которых могли бы принести большой вред на рейде и в городе". По его распоряжению и отвели на безопасное расстояние "Екатерину", на корму которой начали падать горящие полузаряды пороха, выбрасывавшиеся взрывами из погребов Марии. Но всех принимаемых мер непрерывное заливание пожара водой, разворот корабля лагом к ветру и попытки подтянуть его к берегу кормой (цепь от бочки отделить не удалось) оказалось недостаточно.

А взрывы их по разным свидетельствам насчитали от 14 до 25 с угрожающей методичностью продолжали сотрясать корабль. В 7 ч 2 мин последовал новый, почти той же силы, что и в начале пожара, взрыв, которым сорвало клинкеты подводных минных аппаратов. Носовая часть, утратив внутренние переборки, беспрепятственно начала заполняться водой. Прошло 6-7 минут и линкор, дрогнув от последнего взрыва, по палубу сел в воду носом. В 7 ч 12 мин форштевень Марии (глубина под килем всего-то была от 8 до 12 м) уткнулся в грунт. И только тогда, уже наполовину погрузившись, но еще из последних сил борясь с неудержимо заполнявшей ее водой, Мария (это было в 7 ч 16 мин) стала валиться на правый борт и, продержавшись на поверхности килем вверх еще около четырех минут, затонула. Затянутый водоворотом, погиб оказавшийся в опасной зоне паровой катер. Шлюпки, обступившие место катастрофы, лихорадочно спешили подобрать оказавшихся в воде людей, и невыносимо ужасающим был, как передавали в глубокой тайне, более двух суток слышавшийся изнутри стук заживо погребенных. Бессильным криком прощания, плачем и слезами всего флота по погибшим три минуты на исходе этого черного дня ревела над рейдом сирена в одночасье осиротевшей Екатерины...

Нелепость, неожиданность, непостижимость произошедшего возбуждали слухи, один другого фантастичнее, обраставшие новыми и новыми подробностями, распространялась всеобщая и несомненная версия шпионы. Выявлением причин пожара занялась комиссия Морского министерства, прибывшая из Петрограда. Возглавлял ее член Адмиралтейств-Совета адмирал Н.М. Яковлев. Членом комиссии и главным экспертом по кораблестроению назначили генерала для особых поручений при морском министре, флота генерал-лейтенанта, действительного члена Академии наук А.Н. Крылова. Он и стал автором заключения, единогласно одобренного всеми членами комиссии.

Особенностью его была ориентированность только на одну сторону катастрофы - на исследование причин пожара, вызвавшего затем гибельные для корабля взрывы. Из трех возможных версий две первые самовозгорание пороха и небрежность личного состава в обращении с огнем или пороховыми зарядами комиссия в принципе не исключала. Что касается третьей, то, даже установив ряд нарушений в правилах доступа к погребам и недостаток контроля за прибывавшими на корабль рабочими (их по давней воинской традиции пересчитывали по головам, не проверяя документов), комиссия посчитала возможность злого умысла маловероятной.

Версию о злом умысле не подтверждал (хотя это ему зачем-то пытаются приписать) и А.В. Колчак. В своих показаниях после ареста, в январе 1920 года, он считал, что пожар мог произойти от саморазложения пороха, вызванного нарушениями технологии производства в условиях военного времени. Возможной считал он и какую-нибудь неосторожность. "Во всяком случае, никаких данных, что это был злой умысел, не было", повторил он свое мнение. Причину гибели "Марии" и сегодня приходится считать столь же неустановленной, как остаются неизвестными причины более близкой к нашему времени катастрофы в октябре 1955 года линкора "Новороссийск".

Из 1223 человек погибло 225 нижних чинов, два кондуктора, один офицер.

Работы по подъему Императрицы Марии начались в том же 1916 году по предложенному А.Н. Крыловым проекту. В предварительно герметизировавшиеся отсеки корабля, как в цистерны подводной лодки, требовалось подать сжатый воздух и, вытеснив воду, заставить линкор всплыть в том же (вверх килем) положении. Затем, введя в док, загерметизировать полностью корпус и на глубокой воде поставить на ровный киль. С первой частью проекта справились успешно. В ноябре 1917 года во время шторма корабль привсплыл кормовой частью, обнажив днище на половину длины корпуса, и затем, постепенно поднимаясь по мере вытеснения воды, полностью всплыл 8 мая 1918 года. Все это время из линкора, по мере освоения его отсеков водолазами, продолжалась выгрузка боеприпасов, в доке с корабля сняли 130 мм артиллерию и ряд вспомогательных механизмов. К 1923 году корпус линкора из-за подгнивших клеток просел, дав прогиб, док из-за повреждения батопорта оказался затоплен. На время исправления дока корабль поставили на мель у входа в бухту. В 1926 году линкор в том же положении вернули в док и через год разобрали на металл.


Наградной лист

#3
kosuha

kosuha

    Младший флагман эскадры "Аскольдъ"

  • Его Высокоблагородие Капитанъ I рангаКапитан1ранга
  • 3 097 сообщений
  • ГородГород-Герой Тула
  • Имя и Отчество:Игорь Николаевич
А не орудия ли с линкора участвовали в обороне Севастополя в 1941-42 гг. в качестве береговых батарей?


Наградной лист

#4
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква

А не орудия ли с линкора участвовали в обороне Севастополя в 1941-42 гг. в качестве береговых батарей?

Внимательней читаем последний абзац самого первого поста :)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

#5
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква
А это уже в 1919 году в доке после подъема
Изображение
- все, что осталось от гордости черноморского флота :(
Интересно, что при аналогичной катастрофе на линкоре "Новороссийск" спустя почти полвека погибло в три раза больше народу, несмотря на то, что "Мария" тонула около часа, а "Новороссийск" почти три часа.

#6
b777

b777

    Капитанъ II ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 2 240 сообщений
Есть версия, что взрывы организовал германский супер шпион, работавший инженером (этнический немец по происхождению) на Николаевском судостроительном заводе и создавший там агентурную сеть. В тридцатых годах прошлого века большевики (НКВД) разоблачили его и арестовали, в последствии этого агента его обменяли на своего.
К стати диверсии были и на судах Добровол флота в Архангельске. Германией была обещана награда за диверсию на эсминце «Новик» в размере 50 тыс рублей золотом. На Итальянских кораблях тоже были диверсии.
А что касаемо почему на балтийских линкорах не было диверсий, то это по тому что они (линкоры) сидели по базам и не представляли угрозы, к то муже балтийский театр военных действий немцев вообще практически не интересовал и был для немцев второстепенным.
В отличие от балтийского, черноморский флот постоянно вел боевые действия, броненосцами и минными постановками загнал «Гебен» в Стамбул, вел обстрелы побережья, высаживал десанты, парализовал турецкое судоходство, стал хозяином Черного моря и готовился к высадке десанта на Босфоре и выводе Турции из войны. Так, что подорвали один из самых боевых и ценных кораблей, на самом боевом флоте, а подрыв линкора на Балтике не чего бы не изменил

Всем СПС за выложенные фотки линкора.


Наградной лист

#7
dushabei

dushabei

    Капитанъ I ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 452 сообщений
  • ГородОренбург
Где можно посмотреть сравнительные хар-ки линкоров разных стран, выполненные в виде таблиц, особенно интересует ГК, мощность движетелей, бронирование ?


Наградной лист

#8
kosuha

kosuha

    Младший флагман эскадры "Аскольдъ"

  • Его Высокоблагородие Капитанъ I рангаКапитан1ранга
  • 3 097 сообщений
  • ГородГород-Герой Тула
  • Имя и Отчество:Игорь Николаевич
За "Имп. Марию" трое получили железные кресты. Двое из них были арестованы в середине 30-х годов и превратились в лагерную пыль. Их личные дела до сих пор под грифом секретно (сам проверял). Третий после революции скрылся и не был найден.

А первый абзац я не раз читал и не понял где там про береговую артиллерию.


Наградной лист

#9
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква

А первый абзац я не раз читал и не понял где там про береговую артиллерию.

_Последний_ абзац первого сообщения.

#10
kosuha

kosuha

    Младший флагман эскадры "Аскольдъ"

  • Его Высокоблагородие Капитанъ I рангаКапитан1ранга
  • 3 097 сообщений
  • ГородГород-Герой Тула
  • Имя и Отчество:Игорь Николаевич
Дык там вроде вообще об артиллерии. Это к господину Широкораду. Он в артиллерии лучше меня разбирается, в отличии от истории. :D


Наградной лист

#11
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква
Ладно, не можешь найти сам в тексте - вот последний абзац:

При опрокидывании линкора во время катастрофы многотонные башни 305-мм орудий корабля сорвались с боевых штыров и затонули. Незадолго перед Великой Отечественной войной эти башни были подняты эпроновцами, а в 1939 г. 305-мм орудия линкора установили под Севастополем на знаменитой 30-й батарее, входившей в состав 1-го артдивизиона береговой обороны. Батарея героически защищала Севастополь, 17 июня 1942 г. во время последнего штурма города она вела огонь по фашистским полчищам, прорвавшимся в Бельбекскую долину. Израсходовав все снаряды, батарея стреляла холостыми зарядами, сдерживая натиск врага до 25 июня. Так, спустя более четверти века после стрельбы по кайзеровским крейсерам “Гебен” и “Бреслау” пушки линкора “Императрица Мария” вновь заговорили, обрушивая 305-мм снаряды теперь уже на гитлеровские войска.

#12
kosuha

kosuha

    Младший флагман эскадры "Аскольдъ"

  • Его Высокоблагородие Капитанъ I рангаКапитан1ранга
  • 3 097 сообщений
  • ГородГород-Герой Тула
  • Имя и Отчество:Игорь Николаевич
А железными крестами за подрыв линкора были награждены некто Верман, как глава резидентуры. А так же городской голова Николаева Матвеев, инженер верфи Шеффер, Линке, Феоктистов, а так же ранее обучавшийся в Германии электротехник Сгибнев. Последние двое по версии ОГПУ были исполнителями диверсии (следователь Ёлкин). Феоктистову и Сбигневу после окончания боевых действий обещалось по 80 тысяч золотом.

От ОГПУ живым ушёл только первый товарищ, который нам не товарищ - Верман.
  • b777 это нравится


Наградной лист

#13
korobok

korobok
  • ◄Пользователи
  • 135 сообщений
  • ГородМосква
В 89 году на Мосфильме даже слепили фильмец на эту тему
http://www.kinokriti..._был_ли_Каротин

#14
kosuha

kosuha

    Младший флагман эскадры "Аскольдъ"

  • Его Высокоблагородие Капитанъ I рангаКапитан1ранга
  • 3 097 сообщений
  • ГородГород-Герой Тула
  • Имя и Отчество:Игорь Николаевич
Ну если Нигерия участвовала в этом шедевре кинематографии то я не понимаю почему он не взял все Оскары. :D


Наградной лист

#15
b777

b777

    Капитанъ II ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 2 240 сообщений
Есть интересная статья диверсии на линкоре "КАТАСТРОФА, ЗАТЕРЯВШАЯСЯ ВО ВРЕМЕНИ..."www.nkj.ru/archive/articles/12061/ ниже привожу отрывки из этой статьи.

В 1920-х годах появились сведения, что летом 1917 года русская агентура, работавшая в Германии, добыла и доставила в Морской штаб несколько небольших металлических трубочек, оказавшихся тончайшими, выделанными из латуни механическими взрывателями. Позже выяснилось, что точно такая же трубка была найдена в матросской бескозырке в бомбовом погребе таинственно взорвавшегося, но не затонувшего итальянского дредноута «Леонардо да Винчи». Это случилось в августе

1915 года в гавани главной базы флота Италии Таранто.

Пронести на «Императрицу Марию» подобную трубку и подложить ее в не запиравшееся подбашенное отделение не составляло, как следовало из доклада комиссии, особого труда. Это вполне мог сделать или кто-то из бывавших на корабле рабочих заводов, или кто-то при перегрузке угля с барж на линкор, происходившей незадолго до взрыва.

Следствие по делу арестованных в Николаеве немецких агентов завершилось в 1934 году. Самое тяжелое наказание понес Шеффер (его приговорили к расстрелу, но в судебном деле нет отметки о приведении приговора в исполнение). Сгибнев отделался тремя годами лагерей. А Вермана лишь «выдворили» за пределы СССР. (Можно с большой долей достоверности предположить, что его обменяли на какую-либо нужную властям закордонную персону, что широко практиковалось и впоследствии.) Тем самым Вернер достиг того, чего, судя по показаниям, добивался: всячески раздувая собственную значимость как крупного резидента разведки, давал на следствии весьма подробные объяснения своей многолетней разведывательной деятельности.

А недавно стало известно, что все лица, проходившие в 1933—1934 годах по следствию, проводившемуся ОГПУ Украины в Николаеве, в 1989 году были реабилитированы, попав под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий в период 30—40 и начала 50-х годов». И это коснулось людей, занимавшихся с 1907 года разведкой в пользу Германии с явной нацеленностью на предстоящую войну 1914—1916 годов.

Вот таким оказалось понимание справедливости и по отношению к сотням черноморских моряков, погибших или получивших увечье при взрыве на «Императрице Марии» — в этой затерявшейся во времени катастрофе.

Моряки, погибшие при взрыве «Императрицы Марии», умершие от ран и ожогов в госпиталях, были похоронены в Севастополе (в основном на старом Михайловском кладбище). Вскоре в память

о катастрофе и ее жертвах на бульваре Корабельной стороны города соорудили памятный знак — Георгиевский крест (по одним сведениям — бронзовый, по другим — каменный из местного белого инкерманского камня). Он уцелел даже в годы Великой Отечественной войны и простоял на месте до начала 50-х годов. А потом был снесен.

Лет десять назад в Северной стороне Севастополя, на Братском кладбище, где с давних времен хоронили воинов, павших на поле брани, с правой стороны при подъеме на холм, увенчанный старинной пирамидальной часовней, появились бетонные сегменты (на флоте из таких делают так называемые мертвые якоря для якорных — швартовых бочек), на них написано, что здесь похоронены русские моряки линкора «Императрица Мария». До сих пор на них нет ни фамилий, ни каких-либо других сведений о похороненных там людях...

Не пора ли вспомнить о гибели линкора «Императрица Мария» и всех трагически тогда погибших. Это общий долг России и Украины перед нашими предками.


Наградной лист




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей



Эту тему посетили 0 пользователя(ей)