Перейти к содержимому

Фотография

Операция "Броненосец", Или Три Дня Диего-Суареса


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1
kosuha

kosuha

    Младший флагман эскадры "Аскольдъ"

  • Его Высокоблагородие Капитанъ I рангаКапитан1ранга
  • 3 097 сообщений
  • ГородГород-Герой Тула
  • Имя и Отчество:Игорь Николаевич
В первые месяцы 1942 г. военное положение Британии было очень тяжелым. В Северной Африке генерал Роммель с небольшими силами взял Бенгази и продолжал стремительное наступление на Египет. Некогда могучий британский Средиземноморский флот после гибели "Бархэма", подрыва на минах кораблей соединения "К" и рейда итальянских человеко-торпед на Александрию не мог оказать действенной поддержки сухопутным частям. На Дальнем Востоке японские войска заняли Малайю и Бирму, захватили важнейшие базы Гонконг и Сингапур. Ядро Дальневосточного флота - линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс" - лежали на дне. Англичане даже опасались захвата Цейлона. В начале апреля вдоль восточных берегов Индии вихрем промчалось авианосное соединение вице-адмирала Нагумо, самолеты и корабли которого за несколько дней потопили авианосец "Гермес", тяжелые крейсера "Дорсетшир" и "Корнуолл", а также торговые суда общим тоннажем около 100 тыс. брт.

В создавшихся условиях особое значение приобретали пути, ведущие в Восточную Африку и Индию. Важнейшее положение на этих путях занимал Мадагаскар - остров протяженностью более 1000 миль с севера на юг и около 400 миль с запада на восток, расположенный у юго-восточной оконечности африканского континента. Мадагаскар являлся французской колонией и управлялся вишистской администрацией, которая, напомним, была враждебно настроена по отношению к Великобритании. На северо-восточной оконечности острова имеется обширная бухта Диего-Суарес, обладание которой обеспечивало бы базирование надводным кораблям и подводным лодкам противника и, как следствие, могло серьезно угрожать британским ближневосточным конвоям.

В августе 1940 г. вишистская Франция предоставила Японии три аэродрома в Индокитае для борьбы против снабжения китайской армии по Бирманской дороге. Дальнейшие переговоры привели в июле следующего года к франко-японскому соглашению, в котором оба правительства заявили о готовности к военному сотрудничеству в интересах совместной обороны Индокитая. Не приходилось сомневаться, что при необходимости Япония смогла бы навязать правительству Виши аналогичный договор о создании на территории Мадагаскара воздушных и морских баз. И такие планы имелись. Как свидетельствует известный западногерманский историк Курт фон Типпельскирх, "в Германии уже надеялись, что японцы осуществят свой замысел, о котором они говорили в феврале, и создадут опорные пункты на островах Цейлон и Мадагаскар, чтобы перерезать английские морские пути в Индию, Персидский залив и Египет". Таким образом, опасения англичан, помнивших, что нападение на Малайю осуществлялось с баз на французской территории, не были беспочвенными.

Англичане также подозревали, что немецкие подлодки и, возможно, надводные рейдеры, действовавшие у Южной Африки и в Индийском океане, получали снабжение с Мадагаскара. Правда, послевоенные исследования такого сотрудничества не подтвердили, но тогда подобные предположения сильно беспокоили англичан.

Еще 16 декабря 1941 г., после вступления Японии в войну, генерал Шарль де Голль настаивал на том, чтобы находящиеся под его командованием силы "Свободной Франции" заняли Мадагаскар. В феврале премьер-министр Южно-Африканского Союза Смэтс писал Черчиллю, что "рассматривает Мадагаскар как ключ к безопасности на Индийском океане". В конце февраля американский Комитет начальников штабов также указал на необходимость лишить противника возможности использовать Диего-Суарес.

Первоначально планировалась высадка на северо-западном побережье мыса Амбр - северной оконечности Мадагаскара, но на совещании 23 декабря 1941 г. этот вариант отвергли в пользу десанта на восточном побережье со стороны Африки - в бухтах Курье и Амбарарата. Операция получила кодовое название "Айронклэд" (буквально - "Покрытый железом"; этим термином обозначались первые броненосцы), причем, помня о Дакаре, англичане не стали привлекать к ней "свободных французов".

Силы десанта (около 20 тыс. "штыков") были сведены во временное "Соединение 121" под командованием генерал-майора "Боба" Стерджеса (Sturges), включавшее 29-ю отдельную пехотную бригаду и "подразделение № 5" коммандос - первый эшелон десанта, 17-ю бригадную группу (бригада с усилением) - второй эшелон и 13-ю пехотную бригаду - третий эшелон (две последние из состава 5-й пехотной дивизии, направлявшейся в Индию, для них десант оказался "попутной" задачей).

"Соединение 121" вышло из Клайда на судах конвоя "WS-17". 1 апреля в Гибралтаре к ним присоединились корабли из состава соединения "Н" вице-адмирала Э.Н. Сифрета, которому было поручено руководить операцией, район проведения которой находился на расстоянии 5000 миль от базы. В Дурбане, выбранном в качестве исходного порта для вторжения, в состав соединения "F" (такое название получили силы, выделенные для операции) вошел линкор "Рамиллиес", взятый из состава Восточного флота, В целом же корабельная группа состояла из авианосца, линкора, двух крейсеров, девяти эсминцев, восьми корветов, четырех тральщиков, 18 транспортов и танкеров.

Транспорты подразделялись на два конвоя: быстроходный и тихоходный, при этом штаб десанта также был разделен на две равноценных половины и размещен на двух транспортах - каждый в своем конвое. Предосторожность считалась далеко не лишней, так как не исключалась встреча с японскими подводными лодками.

Из состава десантных судов особого внимания заслуживают две единицы, обозначенные как "специальный десантный корабль". Первый - это транспорт "Дервент" (Derwent), переоборудованный из флотского танкера. Судно получило мощные грузовые стрелы и могло спустить со своей палубы на воду самоходные десантные плашкоуты, в которых размещались не только пехотинцы, но и техника: автомашины, броневики "Брен" и, наконец, шесть легких танков.

Однако подлинно революционным кораблем следует считать второй "спецтранспорт - "Бачакеро" (Bachaquero). Этот корабль переоборудовали из так называемого "танкера для озера Маракайбо" в Венесуэле, реквизированного у компании "Лаго Шиллинг". Судно постройки 1937 г. тоннажем в 6455 брт, скоростью 10 узлов, имело неограниченную мореходность и при этом сравнительно небольшую осадку (говоря современным языком - относилось к типу "река-море"). При модернизации удалили переборки нефтяных танков, создав вместительный грузовой трюм, но главное - в носу оборудовали раскрывающиеся створки и аппарель. Благодаря этому перевозимая техника - шесть средних танков "Валентайн" и артиллерия (четыре гаубицы с автотягачами) - могли быть высажены прямо на берег. Так родился первый боевой танкодесантный корабль океанского класса в мире! Первый раз корабль погрузил боевую технику в порту Англии и оказался способен перебросить ее через океан и высадить непосредственно на необорудованный берег с первыми волнами десанта!

База в Диего-Суаресе создавалась еще в прошлом столетии, поэтому ее укрепления нельзя было назвать современными, однако береговые батареи (особенно четыре 305-мм орудия и столько же - 240-мм) представляли опасность для десантных судов. Французский гарнизон под командованием полковника Эдуара Клербу насчитывал около 4 тысяч человек, из которых 800 были европейцами, а остальные - сенегальцами и местными жителями. Соединением французского флота на Мадагаскаре командовал капитан 1 ранга Мэртен. В его состав входили вспомогательный крейсер "Бугенвиль" (бывший транспорт "Виктор Шельшер"), два авизо, четыре подводные лодки и несколько вспомогательных тральщиков, однако к началу мая в Диего-Суаресе находились лишь "Бугенвиль", авизо "Д'Антркасто" и субмарина "Бевезье". На острове 44 базировалась смешанная авиационная группа под командованием капитана Леонетти. Современными самолетами были вооружены лишь две эскадрильи: 565-я истребительная (17 "Моран-Солнье" MS.406-C1) и 555-я разведывательная (около десятка двухмоторных "Потэ 63-11"); оставшиеся машины - устаревшие бипланы "Потэ 25ТОЕ" и Кодрон "Пеликан". Основной авиабазой служила Ивато-Тананариве, но в семи милях к югу от Диего-Суареса на аэродроме Аррашар находился отдельный авиаотряд под командованием лейтенанта Россинье.

25 апреля 1942 г. первая часть британских сил - тихоходный конвой "Y" (оба "специальных десантных корабля", шесть транспортов снабжения, танкер и госпитальное судно) - вышла из Дурбана под эскортом тяжелого крейсера "Девоншир", трех эскадренных миноносцев, 14-й флотилии тральщиков и 3-й эскортной группы. Тремя днями позже за ними последовали быстроходный конвой "Z" (пять штурмовых и три войсковых транспорта) и силы прикрытия, состоявшие из "Рамиллиеса", авианосца "Илластриес", крейсера "Гермиона" и шести эсминцев. Адмирал Сифрет и командующий армейскими частями генерал-майор Р. Дж. Стерджес находились на борту линкора. Корабли двигались на север Мозамбикским проливом и к 3 мая вышли на широту Диего-Суареса. Здесь к ним присоединился авианосец "Индомитейбл" (флаг командующего авианосцами Восточного флота контр-адмирала Д.У Бойда) с двумя эсминцами.

Изображение
Авианосец "Илластриэс", сфотографированный с одного из британских крейсеров


По форме бухта Диего-Суарес напоминает огромную четырехпалую руку. Узкий вход с востока из Индийского океана шириной в полмили, контролируемый укреплением Оранжеа, выводит в огромную "ладонь" - центральную лагуну, от которой веером расходятся четыре отдельных бухты-"пальца". Населенный пункт, известный под общим названием Диего-Суарес, расположен на обоих берегах самой южной бухты-"пальца" и разделен ею на две отдельных части. Собственно Диего-Суарес расположен на северо-западном берегу, а порт и база флота Диего-Суарес-Анцирана - на юго-восточном.

Изображение
Район бухты Диего-Суарес

Поэтому порядок высадки британское командование установило следующий: "коммандос" и 29-я бригада высаживаются первыми в бухте Курье, быстро пересекают перешеек и занимают собственно Диего-Суарес, 17-я бригада десантируется немного южнее - в бухте Амбарарата - и идет на Анцирану. Меньшая по численности и слабейшая по вооружению 13-я бригада назначалась во вторую волну (на следующий день - 6 мая).

Вечером 4 мая силы прикрытия, включавшие линкор, оба авианосца и эсминцы "Эктив", "Дункан", "Инконстант", "Джевелин", "Лукаут", "Паладин" и "Пантер", заняли позицию в 95 милях западнее мыса Амбре. Силы вторжения под командованием кэптена Оливера состояли из крейсера "Девоншир", эсминцев "Энтони", "Лафорей", "Лайтнинг", "Пакенхэм", корветов "Фризиа", "Орикьюла", "Найджелла", "Фритиллари", "Джениста", "Цикламен", "Тайм", "Джасмин", тральщиков "Кромер", "Пул", "Ромни", "Кромарти" и транспортов с десантом. Крейсер "Гермиона" получил задание произвести демонстрацию с использованием осветительных и дымовых снарядов на противоположном, восточном берегу, в нескольких десятках миль от реального места высадки.

Изображение
Эсминец "Инконстант", входивший в состав сил прикрытия

В три часа пополудни 4 мая по сигналу с флагмана суда десантных сил перестроились в боевой порядок. Им предстояло пройти последние 90 миль до неприятельского берега. Операция вступила в свою основную фазу.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ - ВТОРНИК 5 МАЯ

В ночь на 5 мая оба конвоя соединились в 19 милях от побережья у внешнего барьера рифов и операция началась. Эсминец "Лафорей" смог в темноте пройти узким проходом между рифами, что французы позже признавали невозможным, и обозначил проход. За ним последовал головной десантный транспорт "Винчестер Кастл" и к 2 часам ночи флот вторжения подошел ко входу в бухту.

Изображение
Эскадренный миноносец "Лафорей" из состава сил вторжения

За ночь транспорта с десантом, двигаясь вслед за тральщиками, подошли к побережью и перед рассветом стали на якорь в заливе Курье. Первыми на берег сошли "коммандос". Хотя тральщики подсекли и уничтожили две мины из заграждения, установленного французами еще в 1941 г., их раскатистые взрывы не потревожили никого на берегу. Передовая группа "коммандос" без помех захватила береговую батарею в так называемом "Виндзорском замке" (четыре 138-мм орудия), представлявшую наибольшую опасность для десанта, а также около 300 пленных - всю береговую оборону в этом месте. Подразделения 29-й бригады высадились в 03:30, не встретив ни малейшего сопротивления.

Незадолго до восхода солнца с палуб авианосцев начали подниматься в воздух самолеты. "Альбакоры" 827-й и 831-й эскадрилий нанесли удар по аэродрому Аррашар, где подожгли ангар. Сопровождавшие их "Мартлеты" не позволили французским истребителям подняться в воздух, прикрывали район высадки, а также штурмовали места расположения зенитных батарей. На земле было уничтожено пять MS.406 и два "Потэ 63-11", при этом погиб лейтенант Россинье. "Суордфиши" 810-й и 829-й эскадрилий тремя группами по шесть машин атаковали корабли, стоявшие в гавани Диего-Суареса. Первая группа, вооруженная торпедами, выбрала в качестве целей авизо "Д'Антркасто" (капитан 2 ранга Симун) и вспомогательный крейсер "Бугенвиль" (капитан 1 ранга Фонтэн), последний получил попадание и взорвался. Вторая группа использовала глубинные бомбы и добилась успеха, потопив подводную лодку "Бевезье" (капитан-лейтенант Ришар), на которой погибло восемь человек. Третья группа, после сброса листовок с ультиматумом, отбомбилась по береговым батареям и шлюпу.

Изображение
Французская субмарина "Бевезье" возвращается в Дакар. В ходе боев в 1940 г. она сумела отличиться. Но 5 мая 1942 г. летчики британской 829-й эскадрильи вернули "должок"…


Журнал боевых действий 829-й эскадрильи дает детальный отчет о мероприятиях, имевших место в то время:

"ТОРПЕДНАЯ АТАКА
Взлет в 03:50 и формирование группы из шести самолетов прошло по плану. Отправились по направлению к мысу Амбре и вскоре обнаружили, что вышли на исходную позицию с ошибкой примерно в 6 миль к западу. Это не имело большого значения, и береговую черту группа пересекла в назначенном месте в 05:01, опоздав на одну минуту от запланированного времени. Шестерка рассредоточилась, и все машины начали индивидуальное наблюдение за акваторией порта в поисках возможных целей. Появившись над якорной стоянкой, большинство самолетов было встречено огнем легких зениток с корабля, который в полумраке был принят за небольшой крейсер или шлюп, транспорта и нескольких зенитных батарей с берега. Все машины сбросили торпеды по шлюпу, но четыре из них, скорее всего, прошли мимо или под ним, не взорвавшись, а две другие поразили вспомогательный крейсер "Бугенвиль", который стоял на якоре неподалеку. Когда на восходе или чуть позже самолеты покидали сцену, "Бугенвиль" был объят пламенем и имел крен на левый борт; начали действовать тяжелые артиллерийские батареи, а также обнаружились дополнительные позиции легких зениток. Шлюп поднял якорь и отошел к берегу под защиту береговых батарей.

АТАКА ГЛУБИННЫМИ БОМБАМИ
Шесть самолетов взлетели в 03:45 и построились в боевой порядок в шести милях от авианосца по правому борту. Разделение начали в 04:07 в семи милях от мыса Амбре. Поскольку местоположение корабля было определено с ошибкой, а ветер был сильнее, чем ожидалось, два звена прибыли на свою линию патрулирования у пролива Оранджия с небольшим опозданием. Согласно приказу, машины пересекли береговую линию несколько севернее пролива в 05:15, на десять минут позже торпедоносной ударной группы. Самолеты линейкой проследовали через Ирландскую бухту и Английский залив. Ни одного судна обнаружено не было. Два звена пролетели над каналом Уэлш, первое обследовало якорную стоянку в порту Ньевр, а второе осмотрело устье реки Френ и Торпедный бассейн. К тому времени вспомогательный крейсер "Бугенвиль" жарко горел, а шлюп покидал свою стоянку. Была обнаружена подводная лодка, как оказалось позже - "Глорье" [реально это была "Бевезье"], снявшаяся с якоря и двигавшаяся по направлению к молу. Три самолета провели атаку, заметив, что субмарина накренилась на левый борт, затем показалось пламя. Подводники открыли огонь по самолетам, то же сделало грузовое судно, стоявшее рядом. Так как больше подводных лодок обнаружено не было, все самолеты, кроме двух, вернулись на корабль. Одна из двух оставшихся машин также была вынуждена вернуться, так как ее воздушный стрелок получил ранение; оставшаяся патрулировала гавань до 07:00, совершив заключительный облет устья перед возвращением. Огонь легких зениток велся с береговых батарей и частично со шлюпа".
По первоначальному плану штабные теоретики предполагали заблаговременно сбросить листовки, в которых давалось "честное джентльменское" слово, что англичане пришли с дружественными намерениями "и после победы остров обязательно будет возвращен Франции". Впрочем, на практике дружеские листовки полетели... вперемешку с бомбами.
В сброшенных самолетами листовках содержалось требование не оказывать сопротивления, дабы избежать ненужного кровопролития. Однако руководившие обороной Клербу и Мэртен отклонили ультиматум, ответив адмиралу Сифрету по радио: "Диего-Суарес будет защищаться в соответствии с традициями французской армии, флота и авиации".

Между тем высадка десанта развивалась успешно. К 06:20 на берегу находилось уже более 2000 пехотинцев, продолжалось продвижение транспортов на основную якорную стоянку. Тральщики очищали фарватеры, но около полудня корвет "Орикьюла" (типа "Флауэр") подорвался на мине и на следующий день затонул. Хотя этим кораблем потери британского флота в ходе операции и ограничились, англичанам пришлось ограничить движение крупных транспортов к берегу и большую часть сил перевозить на берег с внешнего рейда десантными баржами, что серьезно замедлило высадку. В течение дня, несмотря на усилившийся ветер и высокую волну, войска продолжали прибывать на берег непрерывным потоком. К 17 часам полуостров Андрарака и Диего-Суарес был занят 29-й бригадой.

Значительно хуже развивались события на главном направлении, где действовала 17-я бригада. Впрочем, высадка и там прошла также практически без противодействия. Затем подразделения двинулись на восток, по единственной дороге на Анцирану. В 11 часов авангард попал под огонь французов, но свое слово сказали танки, и первую линию обороны удалось прорвать достаточно быстро. Один из плененных французских офицеров был послан к оборонявшимся с предложением сдаться, но оно осталось без ответа, и лишь дало французам сигнал тревоги, раскрыв направление главного удара.

К трем часам дня англичане выиграли на дороге еще два боя с французскими заслонами и вышли на подступы к главной базе. Они прошли уже более 20 миль, но в трех милях от Анцираны натолкнулись на сильные укрепленные позиции, доминировавшие над самой узкой частью перешейка и упиравшиеся в два бетонных форта. Фронтальная атака не дала результатов. При этом пятерка английских легких танков вырвалась слишком далеко вперед, оказалась отрезана от наступавших следом пехотинцев и окружена. Хотя танкисты покинули свои машины и дрались врукопашную, в конце концов, и они сами, и их техника были захвачены французами. Несмотря на прибытие семи новых танков, до наступления темноты продвинуться вперед не удалось.

Англичане были вынуждены признать: "Французские офицеры сражались упорно, сами становились к пулемету, когда солдаты отказывались стрелять... Нет сомнения, что если бы рядовые обнаружили боевой пыл, как их командиры, операция оказалась бы более продолжительной и потери обоих сторон гораздо более тяжелыми..."

Оборонявшиеся ввели в бою всю полевую артиллерию гарнизона - две батареи полевых 75-миллиметровок и взвод таких же противотанковых пушек. Активно действовал также и взвод 65-мм орудий на автомашинах - вся подвижная огневая мощь гарнизона. На фронте в два километра этого оказалось достаточно, тем более, что всю артиллерию у нападавших представляли две 25-фунтовые пушки и легкие минометы.

Батарея из 4 более мощных 94-мм (3,7 дюйма) гаубиц оставалась на "Бачакеро". А у этого судна возникли серьезные проблемы. Все шесть танков смогли высадиться с судна, форсировали песчаный пляж и пошли в бой, но артиллерию и автотранспорт выгрузить не удавалось. Корабль весь день (!!!) мотался по бухте, пытаясь найти подходящий участок. Наконец его командир решился на отчаянный шаг. Наверное, впервые во флоте Его Величества (и не только) исправный корабль по приказу капитана полным ходом выбросился на берег. Вылезший далеко на сушу нос наконец позволил опустить аппарель на твердую почву и выкатить автомашины с гаубицами на прицепе. Как всякая гениальная мысль это "сумасшествие" меньше чем через год уже стало нормой, и капитаны сотен новых англо-американских LST учились действовать именно так.

Изображение
Эсминец "Лукаут", также входивший в состав сил прикрытия

Орудия авизо "Д'Антркасто" энергично обстреливали боевые порядки англичан, поэтому генерал Стерджес, посетивший место высадки, обратился к адмиралу Сифрету с просьбой "удалить" корабль с поля боя. Эту миссию поручили "Суордфишам" с "Илластриеса". Они атаковали авизо 227-кг бомбами, добившись прямого попадания, из-за чего "Д'Антркасто" выбросился на берег. Вечером три других биплана нанесли ему дополнительные повреждения, однако понадобился еще артиллерийский обстрел с эсминца "Лафорей" на следующий день, чтобы вынудить команду покинуть обреченный корабль. Хотя впоследствии он был поднят и в 1944 г. отведен в Бизерту, но в строй не вводился и в 1948 г. пошел на слом.

Изображение
Выбросившийся на берег тяжело поврежденный авизо "Д'Анкастро", сфотографированный вскоре после окончания боев - 9 мая 1942 г.

Французская авиация в течение дня вела лишь разведывательные полеты, в ходе которых был потерян один "Потэ 63-11" (вероятнее всего, сбит зенитным огнем) и один "Моран" (точная причина не установлена). Потери британских авиагрупп в течение дня составили две машины. "Альбакор" суб-лейтенанта Пайка из 827-й эскадрильи совершил вынужденную посадку из-за неполадок в двигателе во время противолодочного патрулирования у входа в гавань (впоследствии этот самолет удалось отремонтировать), а "Суордфиш" командира 810-й эскадрильи сбили зенитчики. Оба экипажа попали в плен, но после того, как британские войска заняли Анцирану, были освобождены. Роберт Эверетт так описывал данный эпизод:

"С первыми проблесками рассвета я поднял свою эскадрилью на бомбардировку батарей, а 829-я отправилась с глубинными бомбами атаковать пару подводных лодок и весьма элегантный шлюп "Д'Антркасто". Когда мы появились над целью, там уже царил ад. Мы успели сделать два захода, когда под нашей машиной прогремел ужасный разрыв, и минуты через две-три двигатель остановился. Мы попытались совершить посадку на воду недалеко от берега, и самолет перевернулся. Воздушный стрелок был зажат между обломками, но мы смогли помочь ему, благо на "авоське" [так британские пилоты в шутку называли свои старомодные "Суордфиши"] это не составляло труда. Наблюдателя выбросило из кабины, но он упал в грязь и лишь слегка ушибся.
Нам необходимо было выбросить из самолета антенну радара ASV и уничтожить кодовые книги, но прежде чем мы успели это сделать, появились французы и начали в нас стрелять. Поскольку единственным нашим оружием был мой автоматический пистолет 32-го калибра, который к тому же побывал в воде, нам ничего не оставалось, как сдаться. Нас отвели в барак, обыскали и заперли. Посреди ночи раздалась стрельба и следом - английская речь: "Не отставать! Бегом!" Это были коммандос морской пехоты, высаженные эсминцем "Энтони"; они подняли такой шум своими огромными ботинками и стрельбой, что французы были лишены присутствия духа. Я выкрикнул, кто мы такие, нас освободили и отвели к старшему по званию. Вскоре мы вернулись на "Илластриес".

ДЕНЬ ВТОРОЙ - СРЕДА 6 МАЯ

Повторная атака на французские позиции, предпринятая на рассвете силами 29-й бригады, усиленной частями 17-й пехотной бригады, потерпела неудачу. Лишь подразделениям 2-го Южно-Ланкаширского полка удалось пробиться на левом фланге противника и закрепиться за его фронтом, где они действовали в течение дня. Однако радиосвязь отказала, и Стержес не знал об этом успехе. Генерал считал полк погибшим или попавшим в плен. За целый день потерянный полк не нашелся. И это на фронте в два километра, хоть и в тропических джунглях. Похоже организация и командование у англичан еще только отрабатывались. Остальные части атаковали в лоб и были остановлены "тяжелым огнем и понесли сильные потери". Весь остальной день шла артиллерийская дуэль, но орудия вели огонь в джунглях вслепую и особых результатов никто не добился.

Около 6 часов утра "Мартлеты" 881-й эскадрильи, патрулировавшие над британскими позициями, перехватили тройку "Потэ 63-11", направлявшихся к транспортам. Лейтенанты Берд и Уоллер сбили одного, лейтенант Томкинсон - второго, третий резко отвернул со снижением и вернулся на Ивато. Сбитые машины упали севернее аэродрома Аррашар, трое французских летчиков погибли, трое других отделались ранениями и попали в плен.

После провала утреннего наступления "Альбакоры" весь день бомбили французские позиций, а "Суордфиши" сбросили манекены на парашютах юго-западнее города, чтобы создать имитацию десанта и отвлечь часть оборонявшихся. Поскольку эта затея не дала никакого эффекта, решено было высадить небольшую группу в тылу противника.

С этой целью эскадренный миноносец "Энтони" принял в бухте Курье на борт 50 морских пехотинцев с "Рамиллиеса" и в 20:00 узким проливом Оранджия в кромешной тьме проник в гавань. Отвечая своей артиллерией на огонь береговых батарей, эсминец разбил единственный прожектор французов, затем подошел кормой прямо к пристани Анцираны, высадил десантников и полным ходом удалился. Эта акция, замечательная по своей отваге и четкости исполнения, дала положительный результат. Учитывая малую численность отряда его командиру Мартину Прайсу запрещалось атаковывать главные узлы обороны - казармы и арсенал, но морские пехотинцы оценили наступившее падение боевого духа противника и смелой атакой, потеряв лишь одного бойца, захватили военно-морской арсенал. В нем обнаружилось большое количество стрелкового оружия и... почти полсотни пленных англичан.

Особенно радостно своих освободителей встретил некий мистер Майерс. Этот англичанин до войны довольно долго жил на Мадагаскаре, и руководители операции считали, что он, прибыв с десантом и пользуясь своими дружескими связями, сможет уговорить французов сдаться без боя. Однако "голубя мира" схватили и, поскольку он не являлся военным, быстренько собранный военно-полевой суд приговорил "шпиона" к расстрелу. Утром 7-го приговор собирались привести в исполнение...

Тем временем подразделения 29-й, 17-й, и свежей 13-й бригад в 20:30 уже в темноте тропической ночи атаковали позиции французов. Англичане преодолели 600 метров открытого пространства незамеченными, миновали оба форта и на километр углубились в неприятельскую оборону. В 23:00 авангард дал ракетами сигнал к главной атаке, но французам уже надоело воевать. Главные силы не встретили серьезного сопротивления. Около часа ночи был занят дворец губернатора, а передовые отряды через город вышли к гавани. Благо, что карты города разведслужба англичан заготовила еще в феврале. К 3 часам утра 7 мая город оказался в руках британцев, армейский и морской командующие французов сдались.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ - ЧЕТВЕРГ 7 МАЯ

Рассвет третьего, последнего дня операции англичане встретили в приготовлениях к заключительной атаке на береговые укрепления, которую следовало предпринять, если те откажутся капитулировать.
Патрульному звену из состава 881-й эскадрильи снова пришлось вступить в бой: впервые за время операции оказали противодействие французские истребители. Три MS.406, пилотируемые капитаном Леонетти, капитаном Бернаш-Ассоланом и лейтенантом Лореном, вылетели с Ивато на разведку. Англичане засекли самолеты противника, приближавшиеся с юго-запада, и ведущий первой пары бросился в атаку. Однако мотор его самолета был поражен 20-мм снарядом с истребителя Леонетти, открывшего огонь с дальней дистанции. "Мартлет" сразу задымил и вошел в пике, летчику удалось выброситься с парашютом, но лишь спустя два дня он сумел пробраться к своим через джунгли. Французы же погнались за его ведомым - суб-лейтенантом Лайоном.

Вторая пара "Мартлетов" (лейтенанты Томкинсон и Уоллер, отличившиеся днем ранее), находившаяся выше и оставшаяся незамеченной, спикировала на противника сзади, открыв огонь и быстро сбив два "Морана". Затем англичане уже втроем разделались с последним. Капитан Ассолан погиб, Леонетти выбросился с парашютом, а Лорену удалось совершить вынужденную посадку. Так закончился последний в ходе этой скоротечной кампании воздушный бой. Тем временем отличились летчики другой эскадрильи "Илластриеса".

Изображение
Изображение
Изображение
Уже к началу Второй мировой британские палубные бомбардировщики "Суордфиш" и "Альбакор" выглядели довольно архаично. Тем не менее, на них в ходе войны легла большая нагрузка. Во время операции "Айронклэд" эти "морально устаревшие" бипланы в очередной раз доказали свою эффективность как при ударах по кораблям, так и по береговым объектам. "Суордфиши" с "Илластриеса" уничтожили вспомогательный крейсер "Бугенвиль", подводные лодки "Бевезье" (ту самую, которая торпедировала британский линкор у Дакара) и "Ле Эро". "Альбакоры", в свою очередь, разгромили аэродром Лррашар, активно поддерживали наступающие войска. Нa снимках: "Альбакоры" 827-й и 831-й эскадрилий, действовавшие с авианосца "Индомитейбл", внесли существенный вклад в победу вооруженных сил Великобритании в боях за Диего-Суарес


Входившая в состав французских ВМС на Мадагаскаре подводная лодка "Ле Эро" (капитан-лейтенант Р.Лемэр) следовала в Джибути, сопровождая транспорт с продовольствием. К моменту получения сообщения о британском вторжении маленький конвой находился на расстоянии 500 миль от Диего-Суареса. Субмарина сразу же легла на обратный курс и полным ходом пошла к месту развернувшихся боев. Утром 7 мая в районе залива Курье Лемэр попытался с ходу из надводного положения атаковать "Илластриес", но его обнаружили "Суордфиши" 829-й эскадрильи, осуществлявшие противолодочное патрулирование. Лодка слишком поздно пошла на срочное погружение. Самолет суб-лейтенанта Александера с высоты 30 метров точно сбросил глубинные бомбы. Положение "Ле Эро" сразу стало безнадежным. Лемэр приказал срочно всплыть и оставить корабль. В 05:08 лодка скрылась под водой. Подошедший корвет "Джениста" подобрал из воды 37 подводников, оставшиеся 24 утонули или были съедены акулами.

Англичанам оставалось завладеть фортами, прикрывавшими вход в гавань. В 10:40 британские корабли приблизились к берегу, и "Рамиллиес" в течение десяти минут вел по укреплениям огонь главным калибром. Этого оказалось достаточно - французы сдались. Тяжелая 12-дюймовая батарея у входа в бухту могла бы стать серьезным противником даже для линкора, но командир Уэльсского полка полковник Стоквелл вооружившись парой бутылок джина лично "героически атаковал" ее, и в час дня командир батареи поднял белый флаг. До 14:00 уговаривали сложить оружие гарнизоны сухопутных фортов - здесь такого "аргумента" как линкор не было, скорее всего применили метод "осады" полковника Стоквелла.

Изображение
Линейный корабль "Рамиллиес" в операции по захвату Диего-Суареса успешно сыграл роль "большой канлодки"

К 16:30 тральщики очистили от мин фарватер для прохода в гавань, и в Диего-Суарес вошли основные силы соединения "F". Головным пустили польский транспорт "Собецкий". Поляки в своей морской исторической литературе этот эпизод всегда вспоминают с гордостью, а чем тут особенно гордиться - "подопытная свинка" всегда лучше чужая! С момента высадки первой волны десанта на западный берег не прошло и 60 часов.

Изображение
Схема боевых действий в районе Диего-Суареса

Утром 8 мая из залива Курье в Диего-Суарес прибыли транспорты и суда снабжения. Тогда же имел место последний инцидент, явившийся запоздалой реакцией французов и, естественно, не способной повлиять на исход операции.

В 07:55 с борта авианосца "Индомитейбл" заметили торпеду, прошедшую в 50 метрах от корабля. Так заявила о себе подводная лодка "Монж" под командованием капитан-лейтенанта Марселя Делора. Субмарина возвращалась с острова Реюньон, ни ее экипаж, ни командир не знали о разгоревшихся на Мадагаскаре боевых действиях, но обнаружив у входа в гавань британские корабли верно оценили обстановку и вышли в атаку. Англичане ответили стремительно и беспощадно. В 08:06 эсминец "Эктив" засек цель гидролокатором и в 08:13 сбросил на нее десять глубинных бомб. Затем по предполагаемому месту нахождения лодки отбомбился "Пантер". Вскоре на поверхности моря растеклось огромное масляное пятно. Из 69 членов экипажа "Монж" не спасся никто. В 14:20 англичане прекратили поиски и дали отбой. В ходе операции "Айронклэд" британские силы установили контроль над северной частью острова, включая ее главный объект - крупный и важный порт Диего-Суарес. Это имело большое стратегическое значение, так как обеспечивало безопасность коммуникаций в Индийском океане, связывавших метрополию с Ближним Востоком и Индией.

Изображение
Подводная лодка "Монж". В ходе боев за Диего-Суарес она погибла со всем экипажем

Высадка на Мадагаскаре стала первой успешной амфибийной операцией, осуществленной англичанами после десанта на Галлиполи во время Первой мировой войны. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль дал ей высокую оценку: "По секретности, окружавшей его планирование, и по точности тактического выполнения, мадагаскарский эпизод был образцом комбинированной десантной операции. Известие о нем пришло в такой момент, когда мы остро нуждались в успехе. По сути дела в течение многих месяцев этот эпизод был единственным примером хорошего и умелого руководства войной".

Подводя итог, можно сказать, что незаслуженно забытая по политическим причинам операция "Айронклэд" стала первой "классической" десантной операцией Второй мировой. Танки, легкая бронетехника и моторизованная артиллерия, выгруженные на берег с первого в мире танкодесантного корабля и с плашкоутов, обеспечили десанту возможность оперативного рывка с плацдарма на необорудованном побережье. Главной ударной силой, "размягчившей" оборону противника и выключившей из игры вражеские корабли, стала палубная авиация, а линкор с его мощнейшей артиллерией снизошел до роли канонерской лодки-переростка! Примечателен также и трансокеанский переход десанта - пожалуй, второго такого в британском флоте больше не было. Вместе с тем осталось в силе сформулированное еще И.С. Исаковым правило: "приморские крепости берутся с суши".

За время боевых действий под Диего-Суаресом французская сторона потеряла 167 человек убитыми и пропавшими без вести (среди них 119 моряков) и 343 ранеными (около 12 % оборонявшихся сил). Мадагаскарская авиагруппа подверглась настоящему разгрому: англичане уничтожили двенадцать MS.406 и четыре или пять "Потэ 63-11", еще два "Морана" пришлось разобрать на запасные части. Французский флот заплатил за сопротивление высокую цену: помимо потерь в личном составе, он лишился вспомогательного крейсера, авизо и трех подводных лодок. Избежать уничтожения сумели только авизо "Д'Ибервиль" и подводная лодка "Ля Глорье", которым удалось прорваться из порта в базы южной части Мадагаскара, а затем перейти в Тулон.

Британцы также взяли в плен несколько немцев из числа представителей Третьего рейха, которые находились во всех колониальных владениях Виши. Заодно досталось и итальянцам. В руки победителей попало судно "Сомалия" (2699 брт, 1918 г.). Этот транспорт, "не мобилизованный, но находившийся под контролем военного ведомства", сумел в феврале уйти из Итальянского Сомали, но теперь англичане добрались до него на Мадагаскаре. Хотя команда затопила свое судно, его довольно быстро подняли и ввели в строй.

Потери англичан составляли 105 убитых и 284 раненых (около 2 % сил десанта). Королевский флот лишился корвета. Палубные авиагруппы потеряли четыре машины: по одному "Суордфишу" и "Мартлету", а также два "Фулмара" (один был сбит зенитным огнем во время штурмовки французских позиций, второй потерпел аварию). Британская авианосная авиация в целом действовала очень активно, произведя 309 самолето-вылетов, и во многом предопределила успех всей операции.

Изображение
После окончания боев и захвата береговых аэродромов "Альбакоры" перебазировались на них

Боевые действия на Мадагаскаре на этом не закончились. После захвата Диего-Суареса французскому генерал-губернатору Аннэ было предложено порвать с правительством Виши. Однако несмотря на полную бессмысленность сопротивления, губернатор отклонил предложение о капитуляции либо присоединению к "Свободной Франции". 20 мая остров покинула 13-я бригада, 10 июня по назначению в Индию отправилась 17-я. Добивали французов 29-я бригада и "коммандос", к которым присоединились многочисленные южноафриканские подразделения. 10 сентября наступление английских войск возобновилось, на восточном и западном побережье острова были высажены морские десанты. 23 сентября пал административный центр Антананариву, но и после этого сопротивление продолжалось. Губернатор капитулировал лишь 5 ноября.


Наградной лист

#2
b777

b777

    Капитанъ II ранга в запасе

  • Его Благородие Офицер запаса
  • 2 240 сообщений

Боевые действия на Мадагаскаре на этом не закончились. После захвата Диего-Суареса французскому генерал-губернатору Аннэ было предложено порвать с правительством Виши. Однако несмотря на полную бессмысленность сопротивления, губернатор отклонил предложение о капитуляции либо присоединению к "Свободной Франции". 20 мая остров покинула 13-я бригада, 10 июня по назначению в Индию отправилась 17-я. Добивали французов 29-я бригада и "коммандос", к которым присоединились многочисленные южноафриканские подразделения. 10 сентября наступление английских войск возобновилось, на восточном и западном побережье острова были высажены морские десанты. 23 сентября пал административный центр Антананариву, но и после этого сопротивление продолжалось. Губернатор капитулировал лишь 5 ноября.


а губернатор то оказался упрямым орешком.

Орудия авизо "Д'Антркасто" энергично обстреливали боевые порядки англичан, поэтому генерал Стерджес, посетивший место высадки, обратился к адмиралу Сифрету с просьбой "удалить" корабль с поля боя. Эту миссию поручили "Суордфишам" с "Илластриеса". Они атаковали авизо 227-кг бомбами, добившись прямого попадания, из-за чего "Д'Антркасто" выбросился на берег. Вечером три других биплана нанесли ему дополнительные повреждения, однако понадобился еще артиллерийский обстрел с эсминца "Лафорей" на следующий день, чтобы вынудить команду покинуть обреченный корабль.


вот это команда! до последнего не покидала корабль!


Вообще тема интересная, и в дакаре дали отпор англам. Французкие колониальные власти упрямо отказывались добровольно капитулировать или переходить на сторону свободной франции.


Наградной лист

#3
polkovnik

polkovnik
  • Его Благородие Лейтенантълейтенант
  • 427 сообщений
  • ГородКРЫМ
  • Имя и Отчество:Леонид Константинович
Очень интересный материал. Спасибо.


Наградной лист




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей



Эту тему посетили 1 пользователя(ей)